Картины мира в стихах слепоглухонемого поэта
Какой образ реальности порождало воображение человека, с детства лишенного зрения и слуха? Какие слова, метафоры, синтаксические конструкции и иные языковые средства подбирает поэт, которому не дано видеть и слышать?
Чтобы ответить на эти вопросы, проведем лингвистический анализ некоторых прозаических и поэтических текстов Ольги Скороходовой (1911–1982), воспитанницы загорской школы-интерната для слепоглухих детей.
Анализ языковой картины мира в текстах Ольги Скороходовой
Слепоглухонемые авторы, обученные по специальным методикам, создавали тексты самого разного характера. Широко известны, например, произведения Хелен Келлер (1880–1968), слепоглухой американской писательницы. Однако именно ее сочинения часто рассматриваются как набор штампов, бесконечных повторов и даже очевидного плагиата. Может ли автор, лишенный зрения и слуха, создавать произведения, в которых отражалось бы личное, яркое восприятие действительности?
Ученица отечественного педагога-дефектолога Ивана Соколянского Ольга Скороходова всей жизнью доказала высокую творческую способность слепоглухого человека, сама стала ученым-дефектологом, кандидатом педагогических наук, автором поэтических и прозаических текстов. Ольга Скороходова переписывалась с Максимом Горьким, которого восхищало упорство и мужество человека, вопреки всем трудностям добившегося поставленных целей.
Важным этапом в процессе освоения родного языка профессор И. А. Соколянский считал воспитание у учеников привычки вести дневники. Он правил записи учеников, помогал строить композицию текста. Педагог полагал, что дневники помогут им лучше формулировать мысли, разовьют навыки самонаблюдения и владения родным языком.
Текст Ольги Скороходовой, по его мнению, получился самым удачным. Он даже был издан в 1956 году под названием «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». Раздел Самонаблюдения состоит из подразделов: Осязание, Обоняние, Вибрационное чувство, Общие ощущения, Обманчивые ощущения, Температурные ощущения, Вкусовые ощущения и др.
Вибрационное чувство
Движение воздуха и вибрация пола позволяют слепоглухонемому автору почувствовать приближение человека:
«Она вошла тихо, и я не почувствовала ее шагов. Но я почувствовала, как движущийся воздух от ее приближения коснулся поверхности моего лица…»
«Если я постучусь в кабинет к Х., то, стоя за закрытой дверью, я через пол чувствую, когда он встает и отодвигает стул».
Даже шаги некоторых знакомых Ольга научилась различать по вибрации пола.
Она пишет и о музыкальных впечатлениях! Игру на рояле она также воспринимает через вибрацию:
«Если я нахожусь близко возле рояля, я очень хорошо чувствую звуки не только тогда, когда держу руку на крышке рояля, но даже и тогда, когда снимаю руку с рояля. В этом нет ничего странного: ведь вибрации звука сообщаются всему инструменту, а так как инструмент стоит на полу, то вибрации передаются через пол, и я ногами ощущаю их, особенно если играющий берет сильные аккорды».
Музыка может даже разбудить глухого человека, чувствительного к вибрации:
«Я не заметила, как уснула, но вдруг меня разбудили сильные вибрации звуков. Н. играла какую-то вещь, которая состояла из сильных аккордов».
Осязание
Тактильные ощущения — самые сильные у слепоглухого, поэтому самый простой и быстрый способ получить представление о предмете — потрогать его, почувствовать на ощупь. В дневнике Ольга пишет:
«Прошло несколько дней после того, как я осмотрела эту статую цыганки, и мне все казалось, что ее стройная фигурка с изящными ножками танцует в моих руках».
Обоняние
Ольга способна распознать запах свежих газет, медных монет, только что вымытого пола, увядающих цветов и т. п. Вот как описывает она впечатления от прогулок в парке в разное время года:
«Весной я чувствую, как резко пахнет влажная земля, смолистый запах сосны, запах березы, фиалок, молодой травы, а когда цветет сирень, я слышу этот запах, еще подходя к парку. Летом я чувствую запах разных цветов, травы и сосны. В начале осени я слышу в парке сильный, не похожий на другие запахи, запах увядающих и уже сухих листьев; в конце осени, особенно после дождя, я ощущаю, как пахнет мокрая земля и намокшие сухие листья».
Автор чаще всего описывает свои ощущения при помощи глагола чувствовать (запах, вибрацию и т. п.), но иногда использует глаголы видеть и слышать для описания собственных впечатлений. Ведь именно осязание, обоняние, вкусовое чувство, температурные ощущения и т. п. позволяют автору создавать картину окружающего мира.
Рука как проводник информации для слепоглухого
Интонация в речи, паузы, тембр голоса — значимая информация для понимания речи. Для слепоглухонемого движение руки говорящего позволяет понять настроение и чувства собеседника. В дневнике Ольги Скороходовой много впечатлений о манере «речи» разных людей, определенных ею по руке. Собеседники могут сделать рукой «утвердительный знак» или «удивленное движение». Она пишет: