Прописка по месту рождения
Анна Толстова о том, как Павла и Сергея Третьяковых переселили в новый музей
В Замоскворечье, неподалеку от Новой Третьяковки на Крымском Валу, открылся Музей Павла и Сергея Третьяковых — это самый новаторский в плане музейной концепции и технологий филиал в системе «малых музеев» Третьяковской галереи, работа над которым шла последние семь лет. Открытие подгадали к двум не вполне круглым датам: нынешнему 190-летию со дня рождения старшего брата и прошлогоднему 165-летию его галереи.
Ничего удивительного в том, что в Москве — при таком-то обилии мемориальных квартир, домов и усадеб — до сих пор не было дома-музея Третьяковых, нет. Ведь система музеефикации сред обитания выдающихся деятелей чего бы то ни было в своем классическом виде, увековеченном в довлатовском «Заповеднике», сложилась в советские времена, а в тогдашнюю таксономию великих и выдающихся коллекционеры с меценатами как класс не входили. Впрочем, в советские времена Павел Третьяков оказался единственным коллекционером, чье имя сохранилось в названии основанного им музея (хотя переданный в 1892-м в дар городу музей назывался «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», после революции младший брат с его космополитическими интересами в искусстве долгие годы оставался в тени старшего, патриота русской школы живописи). Так что сама галерея как бы и выступала таким памятным местом. Притом что в музее, помимо большого архива, связанного с Третьяковыми (7 тыс. единиц хранения), имелся и небольшой фонд личных вещей — мебели и кое-какой меморабилии, запечатленных в фотографиях и мемуарах. Теперь они вышли на сцену, правда, в неродных декорациях.
Двухэтажный деревянный особняк в 1-м Голутвинском переулке — самое настоящее, подлинное место рождения Павла и Сергея Третьяковых, однако прожили они в родовом гнезде недолго, лишь первые десять лет своей жизни. В начале 1840-х семейство Третьяковых съехало из Голутвинского, а дом, позднее перестроенный и разделенный на несколько квартир, начали сдавать внаем. В 1918-м третьяковская недвижимость была национализирована, квартиры превратились в коммуналки, расселенные лишь в 1970-е, и несколько десятилетий особняк, получив в 1992 году статус памятника истории и культуры регионального значения, пустовал. С этим статусом связаны всевозможные ограничения, которые Третьяковка, отмеченная в конкурсе «Московская реставрация — 2021», тщательно соблюла — в экспозицию включены реставрационные шурфы, являющие глазу архитектурно-строительные внутренности этого рядового образца московской деревянной застройки середины XIX века. Что касается воссоздания обстановки, столь любезного мастерам советского музейного дела, то она попросту невозможна, поскольку никаких свидетельств времен жизни Третьяковых в этом доме нет, и совершенно бессмысленна: вряд ли интерьер воображаемой детской мальчиков Третьяковых поможет понять их путь к «Боярыне Морозовой» Василия Сурикова или «Купанию Дианы» Камиля Коро. Напротив, экспозиционный сценарий предполагает, что зритель всегда сможет отличить подлинный предмет от деликатной дизайнерской работы. По словам Татьяны Гафар, начальника службы развития малых музеев Третьяковской галереи, это музей не о том, как Третьяковы жили, а о том, кем они были.