Разоблачая мифы
Существует четыре устойчивых заблуждения, связанных с Ванзейской конференцией.
1Владельцем ванзейской виллы был еврей, а нацисты её «ариизировали»
В двух фильмах, реконструирующих Ванзейскую конференцию, утверждается, что виллу «ариизировали» незадолго до проведения мероприятия. Но это не так. Популярное заблуждение связано с тем, что целый ряд домов в берлинском районе Ванзее действительно находился в частной собственности владельцев-евреев. В ходе так называемой ариизации такие дома были экспроприированы нацистами — например, вилла художника еврейского происхождения Макса Либермана.
Вопреки широко распространённой версии, ванзейская вилла никогда не принадлежала евреям. Здание построили в 1914–1915 годах для немецкого предпринимателя Эрнста Марлье, разбогатевшего на производстве и продаже «чудодейственных» лекарственных средств (на самом деле — хорошо разрекламированных пустышек). В начале двадцатых годов Марлье был вынужден продать виллу. Покупателем стал другой крупный немецкий промышленник, Фридрих Мину.
Из-за проблем с налогами владелец дома оказался за решёткой. И в 1940 году он продал виллу нацистскому фонду «Нордхаф», созданному Рейнхардом Гейдрихом. Мину не был евреем, поэтому в то время, как соседние здания подвергались «ариизации», свою виллу ему удалось продать по вполне себе рыночной стоимости. А уже Рейнхард Гейдрих превратил роскошный особняк в гостевой дом СС. И в этом качестве вилла приняла гостей исторического совещания 20 января 1942 года.