Как утопия становится наукой
Григорий Ревзин о Фрэнсисе Бэконе и «Новой Атлантиде»
Эта работа Фрэнсиса Бэкона издана в 1627 году. Она не дописана. По ироническому замечанию Луиса Мамфорда, эта утопия создана воображением портного — потому что подробнее всего Бэкон успел в ней с большим пониманием предмета описать одежду жителей.
«Прибывший был человек среднего роста и возраста, благообразного вида, с лицом, на котором написано было человеколюбие. На нем было облачение из превосходного черного сукна с широкими рукавами и капюшоном. Нижнее платье из отличного белого полотна доходило ему до лодыжек и было подпоясано кушаком из той же материи; из нее же был и воротник. На нем были искусно сделанные перчатки, шитые драгоценными каменьями, и бархатные башмаки персикового цвета. Шея его была открыта. Головной убор его имел форму шлема или испанской монтеры; из-под него красиво выбивались каштановые кудри <…> Впереди [перед повозкой] шло пятьдесят юношей в широких кафтанах белого атласа, доходивших до икр, в белых шелковых чулках, в башмаках из синего бархата и таких же бархатных шляпах, убранных вокруг тульи красивыми разноцветными перьями. За ними, также впереди повозки, шли два человека с обнаженными головами, в длинных полотняных одеждах, подвязанных поясами, и в синих бархатных башмаках».
Остальное намечено пунктиром. Рассказ ведется от первого лица очевидца непонятного статуса и рода занятий; понятно, что это европеец, но не обязательно англичанин. Действие происходит на острове Бенсалем (составлено из еврейского «бен» — сын, и «шалом» — мир) в Тихом океане. Страна христианская, хотя есть несколько иудейских родов. Социальный порядок неясен, известно, что центральный институт общества — семья. Главный праздник, который описан,— День семьи; кроме того, специально отмечены патриархальное целомудрие жителей: «нет на земле народа столь целомудренного, как бенсалемцы, и столь чуждого всякой скверны». Тут можно усмотреть связь с Утопией Томаса Мора, который, как и Бэкон, был лордом-канцлером Англии: у того семья — главный институт. Однако идеи отказа от частной собственности Бэкон с Мором, видимо, не разделял, об этом ничего не сказано. Основные установления Бенсалема введены царем Соламоной в глубокой древности и не менялись, отсюда можно заключить, что это монархия, но подробностей мы опять же не знаем. И это практически все, что описано, за исключением еще одного института.
Это Дом Соломона, названный в честь не местного, а библейского царя, институция научно-технологического свойства. Она имеет отраслевые подразделения, занятые изучением металлургии (прежде всего сплавы), геологии, сельского хозяйства (животноводство), медицины, физики (энергетика, оптика, акустика) и транспорта. Кроме этого, она включает в себя обширные лаборатории, опытные производства, поля, фермы и рудники, а также подразделения научно-технической разведки, тайно собирающей открытия других стран и народов, и общий для всех ученый совет. Дом Соломона не управляет государством, но и государство им не управляет, все решения о направлении исследований, а также о том, о каких открытиях сообщать людям, а о каких — нет, принимаются ученым советом. Каким образом это финансируется, текст не сообщает, но все ученые — уважаемые члены общества, они заметно лучше других одеты.
Переходя к вопросу о том, каков наилучший характер правления, следует сказать, что это вещь редкая и соблюсти его трудно, ибо всякий порядок, и плохой и хороший, состоит из противоположностей. Фрэнсис Бэкон
Через сорок лет, в 1660 году, было создано Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе — британская академия наук. Его создатели, прежде всего Сэмюэль Гартлиб (автор утопии «Макария»), прямо указывали на Дом Соломона Бэкона как на прообраз. Придуманная Бэконом история сегодня поражает нас прежде всего невероятными предсказаниями по развитию науки и техники — он в 1626 году описывает авиацию, подводные лодки, телефон,— но его невероятная новация состояла прежде всего в изобретении самого института.