Наш человек в Иране
«Герой»: маленькие люди Асгара Фархади
В прокат выходит новый фильм Асгара Фархади, с которым иранец, дважды выигравший «Оскар», получил свою первую награду в Канне. Скромный «Герой» завораживает саспенсом, рождающимся из ниоткуда, и очаровывает неспекулятивным сочувствием к маленькому человеку.
Гран-при жюри в Канне для Асгара Фархади — лишь приятное добавление в сенсационную коллекцию: два «Оскара» за лучшие неанглоязычные фильмы («Развод Надера и Симин», 2011; «Коммивояжер», 2016), золотой («Развод») и серебряный («О Элли», 2009) медведи Берлинале. Фархади верен себе, но не однообразен. «Герой» — еще один неторопливый, без лишних эффектов, фильм о бытовых, но чреватых неразрешимым абсурдом проблемах иранского среднего класса.
У каллиграфа Рахима (Амир Джадиди) такая застенчивая, трогательная улыбка, что с одного взгляда на него становится ясно: от этого человека лучше держаться подальше и никаких дел иметь с ним не стоит. Нет, нет, он добрейшее существо во всем Ширазе, нежный отец-одиночка сына-заики и трепетный возлюбленный своей подруги (Сахар Голдуст), на которой мечтает жениться, как бы ни противился браку 37-летней Фарконде ее брат. Может быть, он даже слишком хорош для этой жизни: что бы из самых лучших побуждений он ни совершил, все обернется против него.
Зрители знакомятся с Рахимом в тот момент, когда он получает двухдневный отпуск из тюрьмы. Точнее говоря, судя по фильму, иранская система отправления наказаний, причудливо руководствуется и писаными, и неписаными законами, и свой срок за невыплату долга Рахим еще и не начал сполна отбывать. А если за эти два дня он успеет найти 150 тыс. риалов, которых лишился по вине бесчестного партнера, или полюбовно договорится об отсрочке с кредитором, все еще и вовсе может обойтись. На беду, желчный бородач-кредитор — не кто иной, как его бывший тесть Брахам (Мохсен Танабанде), заложивший семейные драгоценности, чтобы спонсировать дурака-зятя, и пребывающий потому в мизантропической депрессии.