Искусство повышает градус
Многочисленные переплетения науки и искусства, картины русских художников начала XX века и представителей современного направления science art посетители выставки «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» в течение нескольких недель могут видеть на московских площадках. Выставка, собравшая сотни тысяч людей, не только продемонстрировала произведения искусства, но и обратила внимание публики на достижения русской науки в Арктике за последние 400 лет и ее современные исследования.
Пополнить банк знаний
На дне пятилитровых банок с черными крышками видны серые и коричневые камни, утопающие в голубоватом натуральном мохе. Неискушенному глазу ясно не сразу, что все содержимое собрано и привезено в Москву с берегов арктических морей. Автор инсталляции художница Вера Петрова точно знает, где собирала мох, лежащий в каждой из девяти банок. Уроженка Якутии, пребыванию дома она предпочитает посещение разных труднодоступных мест, от Чукотки до Мурманской области. Из каждого северного уголка везла она природный материал для своих работ, часть из них вошла в экспозицию «Исследователь и художник: искусство в экспедиции», посвященную всесторонним исследованиям российской Арктики.
«Я называю мох связующим природным звеном между разными российскими регионами. Он растет в Заполярье и Подмосковье, но везде разный, а мне нравится чисто эстетически, я хорошо разбираюсь в нем. Вот именно этот, который мы сейчас рассматриваем, прибыл с Кольского полуострова, он арктический, ягель, видите, такого голубоватого оттенка, его чаще всего встретить можно в тундре, больше нигде. А ближе к югу и к Уралу пойдет уже мох зеленоватый. Как видите, участие в экспедициях — это очень хорошо для художника»,— рассказывает «Ъ-Наука» автор инсталляции Вера Петрова.
Какие они, эти пути передачи богатства арктических морей и берегов через искусство и научные исследования, и кто они, эти художники и исследователи,— на такие вопросы получили ответы тысячи посетителей выставки, проходившей в «Заповедном посольстве» и «Английском дворе» московского парка «Зарядье», в Дарвиновском музее и Строгановском университете. Разные по наполнению площадки продемонстрировали российский научно-художественный потенциал, нарабатывавшийся в течение последних 400 лет при изучении Арктики и ее экосистем. Площадку в парке «Зарядье» организаторы посвятили направлению sсience art, для которого характерно получение художественного произведения, например инсталляции или фотографии, с использованием разных технологий.
Арктика всегда манила своей суровостью и неприступностью русскую интеллигенцию, желающую соприкоснуться с ней, найти общность, взять хотя бы самую малость и пополнить копилку российского научно-художественного капитала нарисованной при сорокаградусном морозе картиной, кусочком земли со мхом, камнями, изъятыми из ледяной соленой воды, графическими рисунками новых российских земель или фотографией. Ретроспективная часть проекта была выставлена в «Английском дворе». Написанные художниками картины подчеркивают быт народов Севера, которые любил рисовать Александр Борисов, фотографиями Николая Пинегина, совершившего первую научную экспедицию вместе с полярным исследователем Седовым, который первым добрался до Северного полюса чуть меньше ста лет назад, в сопровождении ненецкого художника Тыко Вылки. Далеко не все русские художники были спутниками мореплавателей и ученых в их заполярных экспедициях, но те, кому удавалось попасть на борт их судна, были одержимы Арктикой не меньше исследователей, чьи имена и сейчас на устах у экспертов, рассказывающих о ней. «Это тип художника нового и новейшего времени, как раз их феномену и посвящен наш проект, художники-исследователи, художники-визионеры. Эту грань проекта можно наблюдать в части экспозиции, где представлены работы science art»,— говорит куратор проекта, кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории искусств и гуманитарных наук РГХПУ им. С. Г. Строганова Кирилл Гаврилин. Научно-художественный проект позволил посетителям каждой из площадок максимально исследовать всю историю Арктического региона и почувствовать значение многолетних климатических изменений, происходящих за полярным кругом, и по-новому взглянуть на проблему взаимодействия северной природы, современных технологий и людей. Здесь можно было найти фотографии с причудливыми изображениями отпечатков листьев во льду. Художница Лара Федотова немало времени посвятила таким съемкам и получила такую фотографию под названием «лунограмма». Она признается, что пока не была в Арктике, но изыскания ее коллег из прошлых веков ей понятны. Серьезные успешные попытки снять лунограмму Лара предприняла в самом начале пандемии, но приказ о самоизоляции не мог стать для нее препятствием. В такси на заднем сиденье она добралась до Москвы-реки, где еще лежал лед, и сделала пару снимков поздно вечером. «Снимки были сделаны лунными ясными ночами, когда луна отражалась в речной воде»,— говорила Лара Федотова.
Время организации экспедиций
Несмотря на торжество художественного таланта, главным звеном в тандеме «художник-исследователь» были и остаются результаты научных разработок в Арктике, говорили на выставке «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Российские ученые отмечают: регион все еще остается малоизученным и требует пристального внимания ученого сообщества, бизнеса и государства. В будущем его природные богатства могут стать одной из основных сырьевых баз едва ли не для всей планеты, но не стоит забывать о возрастающем антропогенном факторе влияния на флору и фауну Арктики. В современной Арктике насчитывается более 20 тыс. видов растений, животных, сотни тысяч микроорганизмов, многие представители арктической фауны внесены в Красную книгу, говорят «Науке» в Институте океанологии им. П. П. Ширшова РАН. Ученые предупреждают: с сокращением численности популяции одного вида животных баланс межвидовых отношений может быть нарушен безвозвратно. «Арктическая природа очень хрупкая: низкие температуры, долгие полярные ночи в разы, десятки, а то и сотни раз замедляют процессы развития организмов, живущих на суше и в море. С одной стороны, стратегическая важность данного района для России, с другой стороны, уязвимость арктической зоны и ученых в их заполярных экспедициях, но те, кому удавалось попасть