УКВЗ зажег первую звезду
Усть-Катавский вагоностроительный завод расширил линейку полностью низкопольных трамваев трехсекционным вагоном со звездным названием «Кастор»
Конкуренция среди российских производителей трамваев обостряется. Усть-Катавский вагоностроительный завод (Челябинская область) представил полностью низкопольный трехсекционный вагон. И хотя УКВЗ сделал это последним из российских трамвайных заводов, он надеется занять существенную долю рынка, введя в эксплуатацию новые мощности, которые позволят увеличить объемы выпуска подвижного состава.
Своим названием новая машина УКВЗ обязана звезде Кастор из созвездия Близнецов. На предприятии, которое входит в периметр госкорпорации «Роскосмос», такое наименование объясняют желанием популяризации космической темы. К тому же это может стать хорошим заделом для кастомизации: каждый город, решивший приобрести трамваи от УКВЗ, может рассчитывать на оригинальное название, поскольку звезд на небе точно больше, чем потенциальных покупателей.
Со второй попытки
Сегодня на внутреннем рынке трамваев представлена продукция четырех предприятий: УКВЗ, «ПК Транспортные системы» (ПК ТС, входит в Трансмашхолдинг), екатеринбургского «Уралтрансмаша» и белорусского «Белкоммунмаша».
УКВЗ — старейший в России производитель трамваев: свой первый вагон этот завод выпустил более ста лет назад, в 1901 году. За время работы завода с его конвейера сошло более 28 тыс. единиц продукции. В начале 1990-х в мире стали изготавливать вагоны со стопроцентным уровнем низкого пола: чтобы попасть в салон, пассажирам уже не нужно подниматься по ступенькам. Такая конструкция позволяет существенно ускорить процесс посадки-высадки и делает поездку более комфортной.
Однако новая модель требовала специальной колесной тележки, которой в России на тот момент не было. Полностью низкопольные трамваи или покупались за границей, или производились здесь, но с использованием импортной тележки. Первая отечественная тележка нового типа была разработана в компании «Торговый дом УКВЗ». Это было отдельное от завода юридическое лицо. Однако сотрудничество торгового дома и завода по созданию низкопольного вагона на базе этой тележки не задалось. В итоге документацию на тележку выкупил Феликс Винокур, принимавший участие в ее разработке. В 2013 году Винокур основал компанию ПК ТС, спустя два года она в сотрудничестве с Трансмашхолдингом начала серийный выпуск российских низкопольных трамваев. В 2016 году ПК ТС заключила рекордный по объемам контракт на поставку в Москву 300 вагонов «Витязь-М».
УКВЗ оказался в роли догоняющего. Спрос на низкопольные трамваи рос: города оценили преимущества новой конструкции, — и на заводе решили создать трехсекционный вагон, правда, на базе импортной тележки.