Юбилейная выставка в Русском музее: поклон в пояс дарителям!

Наука и жизньКультура

Дары на вечное хранение

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственного Русского музея

Княгиня М. К. Тенишева (третья справа) и устроители экспозиции Русского музея Александра III. Михайловский дворец, 1898 год.

Русскому музею 125 лет — если вести отсчёт от 13 (25) апреля 1895 года, даты подписания именного высочайшего Указа «Об учреждении особого установления под названием Русского музея императора Александра III». Около трёх лет ушло на реконструкцию здания Михайловского дворца, приобретённого в казну и отведённого для размещения коллекции отечественного искусства, решения организационных проблем, создания Устава и концентрации художественных произведений для формирования первоначальной экспозиции. Акт «инаугурации» музея в присутствии императорской семьи состоялся 7 марта 1898 года.

Подготовленная к весне 2020 года и работающая ныне в Санкт-Петербурге юбилейная выставка «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. 1898—2019. Избранное» в полной мере отражает важнейший, исторически сложившийся принцип пополнения нашего музейного собрания — это, прежде всего, пожертвования, поднесения, дары нескольких поколений коллекционеров, собирателей, меценатов. Имена 564 дарителей зафиксированы в учётных документах и инвентарных книгах музея.

На четырёх площадках, в исторических дворцах — Михайловском (включая Корпус Бенуа), Мраморном и Строгановском, входящих в состав историко-художественного института, именуемого «Государственный Русский музей», — разместились свыше полутора тысяч произведений, принадлежащих петербургской по локализации, но всероссийской и даже международной по уровню и значению сокровищнице национального искусства…

Исходная музейная экспозиция, сформированная к 1898 году, представляла собой 445 живописных полотен, 111 скульптур, 981 лист графики, несколько икон. Существенную её часть составили дары, а среди них — пожертвования императорской семьи, совершавшиеся, прежде всего, от имени и по согласию Николая II. В коллекцию новосозданного музея вошли произведения живописи из Русской галереи императорского Эрмитажа (восемьдесят полотен, в их числе «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Генриха Семирадского), из парадных залов и жилых помещений Зимнего дворца («Христос и грешница» Василия Поленова, «На войну» Константина Савицкого), Гатчинского дворца («Народное гуляние на масленицу» Константина Маковского, «Смерть Нерона» Василия Смирнова) и царскосельского Александровского дворца (только из последнего — девяносто пять шедевров, а в их числе — «Портрет графини Юлии Самойловой» кисти Карла Брюллова, «Девушка на сеннике» Алексея Венецианова, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Поздравление молодых в доме помещика» Григория Мясоедова, «Акробаты» Виктора Васнецова). Сто двадцать две картины пришли из Музея императорской Академии художеств («Портрет Евграфа Давыдова» Ореста Кипренского, виды Бахчисарая и Николаева, исполненные Фёдором Алексеевым, «Гумно» Алексея Венецианова, «Фортуна и нищий» Алексея Маркова, «Тайная вечеря» Николая Ге).

Главное здание Государственного Русского музея — Михайловский дворец. Архитектор К. Росси. 1819—1825 годы.

Оценивая личный вклад государя и монаршей семьи в дело комплектования Русского музея императора Александра III, надо иметь в виду, что в основном шедевры отечественного искусства, хранившиеся в Эрмитаже и Академии художеств, были личной собственностью царской фамилии, подарками художников или меценатов правящему монарху, либо приобретениями в казну за счёт средств Кабинета Его Величества. К примеру, знаменитая картина Брюллова «Последний день Помпеи» (поднесение её заказчика камер-юнкера А. Н. Демидова лично Николаю I) полвека экспонировалась в Русской галерее Эрмитажа. Подобных примеров много.

Реконструкция истории создания первого общенационального музея отечественного искусства невозможна без упоминания назначенного государем высочайшего управляющего Русским музеем императора Александра III великого князя Георгия Михайловича (1863—1919). И его энтузиазмом, настойчивостью и дипломатическим талантом разрешались, по-видимому, многие драматические коллизии, неизбежно возникавшие в процессе изъятия из императорских резиденций художественных произведений, привычно составлявших их декоративное убранство. Есть очевидные документальные подтверждения тому, что этот процесс не был безмятежным. Находились люди, пытавшиеся обвинить Георгия Михайловича в посягательстве на собственность царской семьи. Упрёки, раздававшиеся, скорее всего, из окружения вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, отчасти возымели успех. Можно вспомнить о внезапной и безапелляционной отмене уже принятого решения о передаче музею шедевров Левицкого — портретного цикла «Смолянок». Узнав о нём, августейший управляющий нашёл в себе мужество обратиться к государю с письмом, содержавшем явную протестную интонацию: «…до сих пор я держался того убеждения, что в России не может быть противопоставления государственной собственности и собственности национальной, считая, что всё, что принадлежит России, принадлежит и царю, и наоборот». Процесс комплектования коллекции Музея дарами из императорских собраний продолжился.

Улаживать отношения пришлось и с императорской Академией художеств. Устав ставил процесс пополнения музейного собрания, в том числе и дарами, в зависимость от академического сообщества: «Жертвуемые произведения искусства могут быть приняты в музей лишь по одобрению их Императорской Академией художеств».

Белый зал Михайловского дворца.

В структуре Русского музея было образовано три отдела: Художественный, Мемориальный памяти Александра III и этнографический. (После Октябрьской революции мемориальный отдел был упразднён, а этнографический в 1934 году преобразован в самостоятельный Музей этнографии народов СССР.) Главенствующее положение Художественного отдела определилось уже в первые годы существования «особого установления»: по протоколам его регулярных заседаний легко реконструируются события первых двадцати лет существования этой важнейшей составляющей нового музейного учреждения, определения его структуры и собирательской политики. Двадцатилетие от 1897 до 1917 года следует признать «золотым веком» обширной и разнообразной коллекции, комплектовавшейся главным образом за счёт даров, часто именуемых в документах пожертвованиями. Очевидным стало стихийно сложившееся поначалу, а затем закономерно утвердившееся многообразие видов и форм искусства, собираемого, изучаемого, пропагандируемого официальным всероссийским музейным учреждением, носящим имя государя, обладавшего целенаправленным, профессиональным собирательским интересом к национальному художественному наследию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Престо, модерато, адажио Престо, модерато, адажио

Фантастическая повесть Игоря Вереснева

Наука и жизнь
Времена года Времена года

Проект ландшафтного дизайна, созданный буквально в чистом поле

SALON-Interior
Электрический аммиак Электрический аммиак

Растворённые в воде нитраты можно превращать в полезный аммиак

Наука и жизнь
Семь мифов, которые мешают твоей семье жить экологично Семь мифов, которые мешают твоей семье жить экологично

Разбираемся с заблуждениями об экологии вместе с экоблогерами

Cosmopolitan
Из помазанников Божьих в святые мученики Из помазанников Божьих в святые мученики

Расстрел царской семьи — едва ли не самый хорошо исследованный сюжет

Дилетант
Стать родителями: почему не все этого хотят? Стать родителями: почему не все этого хотят?

Финансовые проблемы, завышенные ожидания от матери и другие причины

Psychologies
Жизнь в кислотных облаках Жизнь в кислотных облаках

Как могла бы выглядеть венерианская жизнь?

Наука и жизнь
5 «пасхалок» в старых играх, о которых вы не знали 5 «пасхалок» в старых играх, о которых вы не знали

Пасхальные яйца в играх, которые мы знаем вдоль и поперек

Популярная механика
Заповедники: «Умный дом» для природы Заповедники: «Умный дом» для природы

Уйдут ли заповедники в прошлое или, наоборот, станут более востребованными?

Наука и жизнь
Если нет искры Если нет искры

Стоит ли выходить замуж за хорошего, но не любимого мужчину?

Лиза
На всех парах На всех парах

О создании первой самоходной машины на паровом двигателе

Наука и жизнь
И разгорится пламя! И разгорится пламя!

Гнев: из запретной формы – в социально допустимую парадигму

Grazia
О чём тот дуб молчит красноречиво… О чём тот дуб молчит красноречиво…

Ириновский дуб — памятник живой природы

Наука и жизнь
Тестовое задание и испытательный срок: как работодатели могут тебя обмануть Тестовое задание и испытательный срок: как работодатели могут тебя обмануть

На что ты готова, чтобы получить работу?

Cosmopolitan
Белые на белом Белые на белом

Белые медведи. Становится ли их меньше или больше?

Вокруг света
Большие маленькие деньги Большие маленькие деньги

Татьяна Алешичева о быте и нравах Верхнего Ист-Сайда в сериале Дэвида Келли

Weekend
Улыбаться жизни вместе Улыбаться жизни вместе

Кто сказал, что жизнь – это всегда преодоление?

Psychologies
Огнем и волной Огнем и волной

3D-печать на сегодня – один из столпов мирового технического прогресса

Популярная механика
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
«На вершине я заплакал от счастья». Как лишившийся ног десантник покорил Эльбрус «На вершине я заплакал от счастья». Как лишившийся ног десантник покорил Эльбрус

История Рустама Набиева — как покорить Эльбрус силой воли

СНОБ
Любимые автомобили Снуп Догга Любимые автомобили Снуп Догга

Лоурайдеры, школьный автобус и трехколесный Бэтмобиль

GQ
Отрывок из книги Сергея Шойгу «Про вчера» Отрывок из книги Сергея Шойгу «Про вчера»

Отрывок из книги министра обороны, посвященный строительству завода

СНОБ
Отрывок из книги Насти Травкиной «Homo Mutabilis» Отрывок из книги Насти Травкиной «Homo Mutabilis»

Как работает наш мозг и есть ли способ побороть вредные привычки?

СНОБ
Звуки страха — фрукты и овощи за кадром ужастиков Звуки страха — фрукты и овощи за кадром ужастиков

Для создания страшных звуков в фильмах ужасов используются лук и помидоры

Популярная механика
Германия Германия

Воспоминания о нации

kiozk originals
Родина не мила: Собчак, Литвинова и еще 5 звезд, которые критикуют Россию Родина не мила: Собчак, Литвинова и еще 5 звезд, которые критикуют Россию

Патриотизм - это не всегда восхищение собственной страной

Cosmopolitan
Первый вице-президент Первый вице-президент

Алексей Попович о ключевых стратегиях развития современного банка

Esquire
Baring Vostok и Аветисян заключили мировое соглашение: отпустят ли теперь Майкла Калви Baring Vostok и Аветисян заключили мировое соглашение: отпустят ли теперь Майкла Калви

Самый громкий корпоративный конфликт последних лет завершается соглашением

Forbes
Как сложилась судьба наших ЭКС и почему нас это волнует? Рассуждает Алина Фаркаш Как сложилась судьба наших ЭКС и почему нас это волнует? Рассуждает Алина Фаркаш

Зачем девушки пишут своим бывшим

Cosmopolitan
С упорством трактора С упорством трактора

Металлургия занимает одно из главных мест в российской экономике

РБК
Открыть в приложении