Как в Дагестане создавалась культура женского футбола

ForbesРепортаж

«Побегала по полю — и успокойся, тебе замуж пора». Как вопреки всему в Дагестане была создана первая женская футбольная команда

Юлия Варшавская, Владимир Долгий-Рапопорт

Эльмира Ибрагимова фото Заремы Алиевой

С 2008 года Эльмира Ибрагимова пыталась создать в Дагестане женскую футбольную команду, но ничего не получалось — общество их осуждало, родители не отпускали девушек на поле. Но она не сдавалась — и за последние 4 года ей удалось не только собрать футболисток и найти поддержку местных спортивных организаций, но и открыть школу для маленьких девочек. В интервью Forbes Woman Эльмира рассказала, через что ей пришлось пройти ради своей мечты

В 2016 году Эльмира Ибрагимова, 24-летний инструктор по скалолазанию, создала любительскую футбольную команду — первую в Дагестане. Поначалу девушки за свои деньги арендовали поле у «Анжи Арены» — над ними все смеялись и никто не верил, что здесь жещины могут играть в футбол. «Не порти девочек», «какой футбол, тебе замуж пора» — еще самые нейтральные комментарии, которые получали игроки. Многих на поле не выпускали родители. У команды не было не то, что спонсоров или поддержки, а даже раздевалки — для женщин они не подразумеваются. Но футболистки не сдавались — и в итоге на них обратили внимание в Училище Олимпийского Резерва по футболу в дагестанском городе Каспийск. Теперь команда не просто тренируется там в профессиональных условиях, но Эльмире удалось открыть школу для девочек, где уже учится забивать голы около 30 человек в возрасте от 7 до 12 лет. На первую тренировку 4 года назад пришло 8 человек — сегодня их около 70. Про команду Ибрагимовой неоднократно писали местные СМИ и снимали репортаж для Euronews.

О том, как женщины играют в футбол вопреки стереотипам консервативного общества, почему любовь к спорту никак не мешает замужеству и рождению детей, как в целом меняется положение женщин в Дагестане и почему футбол формирует характер у девочек, Эльмира рассказала в интервью Forbes Woman.

Как вы сами начали заниматься футболом?

— Если честно, до 2008 года я вообще не интересовалась футболом. Потом однажды я переключала каналы — и наткнулась на финал Лиги Чемпионов, где играли «Манчестер» — «Челси». Просто начала смотреть, там ничего вроде особо интересного не было — первый тайм, второй — и вдруг что-то щелкнуло, я увлеклась, и уже к концу матча была по уши влюблена в «Манчестер Юнайтед» и в футбол. Весь следующий день я обсуждала с одноклассниками и с отцом правила игры. Искала команду для девочек у себя в городе — бесполезно. Начала ездить в соседние города, даже в Махачкалу, но и там ничего не нашла. Но желание играть меня не оставляло, очень хотелось попробовать себя на поле, и в итоге пришлось самой собрать команду.

Я всегда занималась спортом — легкая атлетика, баскетбол, бегала в школе, поэтому подруги у меня тоже были спортивные. Мы решили собраться вместе, найти тренера и начать играть. И один из тренеров отозвался. На соседних полях все парни смеялись над нами и нашим тренером: «Что ты делаешь, ты же в Дагестане, что за глупости, как вообще тебе в голову такое пришло?». А потом они увидели, что мы не уходим, несмотря на их шутки, и вообще хотим играть — и начали к нам присматриваться, даже какую-то помощь предлагали: «А давайте мы на воротах там постоим». Но, к сожалению, тогда сделать команду не получилось.

Что помешало?

— Это Дагестан. Было тяжело — мы еще учились в школе, девочки хотели играть, но дома их не отпускали. У кого-то мама или папа были против, у других — жених запрещал. Команда распадалась на глазах — бывало, что я приходила на тренировку одна, а если повезет — нас было пятеро или шестеро. И в один момент я просто устала всех собирать. Затем пошла учиться в институт. Но желание играть осталось. И вот, 4 года назад, мне звонит знакомая — тоже фанатка футбола, с которой мы вместе ходили на матчи «Анжи» — и говорит: «А что ты думаешь, если нам попробовать сыграть?». Я говорю: «Давай попробуем». И мы собрали своих знакомых, арендовали поле на «Анжи Арене» — маленькое, 5 на 5. Собралось нас человек 8 девочек — никто играть толком не умел, но все были болельщицами и фанатками футбола. Но нам понравилось, захотелось снова собраться. Но собирать их каждый раз было очень сложно, при том, что приходилось платить за аренду поля. Но на этот раз я твердо решила, что сдаваться не буду — уже нужно идти до конца.

Собирать было сложно по тем же причинам?

— При том, что мы все были уже взрослые — от 20 до 30 лет, многим родители говорили: «Тебе под тридцатник, ты что, издеваешься? Какой футбол? Сиди дома, а если хочешь спорт — ходи в тренажерный зал». Ходить в зал для девушки – у нас это нормально, потому что зал закрыт, тебя там никто не видит. А в футбол играют на улице, в открытом месте, поэтому если девушку там кто-то видит, это стыдно, зазорно и так далее. Мы постоянно сталкивались с такими проблемами, и за счет этого было очень тяжело собрать команду.

Эльмира, вы говорите, что у ваших подруг по-разному реагировали семьи на их желание играть в футбол. А как в этом смысле воспитывали вас?

— У меня довольно либеральная семья. У нас не было таких запретов: «Ты — девочка, тебе ничего нельзя». Мой отец занимался футболом, и он меня даже поддерживал. Но так было до поры — до времени. Пока я просто бегала вечерами на тренировки, все было нормально. А через годик-два мне тоже начали дома говорить: «А может быть, хватит? Побегала по полю — и успокойся уже, тебе замуж пора. Лучше останься дома, приготовь ужин и сделай уборку». Так что я тоже с этим столкнулась, но не так жестко, как в семьях у других девочек. Я просто все быстренько по дому делала — и бежала играть в футбол. Потому что как? Главная задача женщины в Дагестане — чтобы дома все было хорошо.

Но ведь футбол — это не ваша основная деятельность? Где вы работаете?

— Я часто меняла работу, но футбол всегда был параллельно. Я закончила технический вуз, потом училась в магистратуре. Я работала администратором в спортивном зале, а сейчас я — инструктор по скалолазанию.

То есть работа инструктора по скалолазанию более приемлема в дагестанском обществе, чем девушка, играющая в футбол?

— Я же работаю в закрытом зале, где у нас есть мужские и женские дни. И меня никто из мужчин не видит. А на поле все происходит на улице.

Главная проблема в том, что у нас люди боятся общественного мнения. Я думаю, что многие родители отпустили бы своих дочерей, но они боятся, что к ним подойдет какой-то дядя или друг отца, и скажет: «Как это ты свою дочку отпустил? Ты дагестанец, горец, это же позор». Причем маленьких девочек на футбол и вообще на спорт родители приводят спокойно, главные проблемы начинаются подростковом возрасте. После 14-15 лет у девочки в Дагестане появляется очень много ограничений, потому что ее начинают готовить к браку.

Я так понимаю, вы снимали поле у «Анжи»? Как реагировал такой брутальный футбольный клуб? Не пытались вам помешать или, наоборот, помочь?

— Со стороны футбольного клуба, честно сказать, они нас только поддержали. Например, руководитель отдела маркетинга и коммерции стадиона Анжи Арена Бахтияр Гюльмагомедов, видя, что мы постоянно приходим, что мы не сдаемся и нам нравится — при том, что многие нашу игру не одобряют — стал нам помогать. Он организовывал турниры по мини-футболу, а потом нашел и нам спонсора — Зарему Махмудову, директора по развитию компании «De Zar». Она поддержала турнир, мы собрали команды и сделали все очень красиво. Приехала команда из Махачкалы — так мы узнали, что в Махачкале есть команда. Вернее, не команда, а группа девочек, которые тоже живут футболом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

5 признаков того, что вы теряете мышцы, а не жир 5 признаков того, что вы теряете мышцы, а не жир

Алексей Столяров разрешает спортивную «теорему Пуанкаре».

GQ
Протесты детских колясок: как британские женщины боролись за равные права в XX веке Протесты детских колясок: как британские женщины боролись за равные права в XX веке

История женского протеста в Великобритании

Forbes
«Тюрьма — это отражение нашего общества». Интервью с автором первой российской документалки на Netflix «Тюрьма — это отражение нашего общества». Интервью с автором первой российской документалки на Netflix

Ангелина Голикова сняла фильм о легендарном санкт-петербургском СИЗО «Кресты»

Forbes
Ручная работа Ручная работа

Эти упражнения помогут тебе подтянуть мышцы рук

Лиза
«Гарри пришел в ярость»: принц Уильям разозлил брата кознями против Меган Маркл «Гарри пришел в ярость»: принц Уильям разозлил брата кознями против Меган Маркл

Трещина в отношениях сыновей покойной принцессы Дианы

Cosmopolitan
Последние модели известных марок: как умирали DKW и Wartburg Последние модели известных марок: как умирали DKW и Wartburg

Чем заканчивали свое существование знаменитые автомобильные марки прошлого?

Популярная механика
Код доступа Код доступа

Арт-группа Recycle превращает Dior Bag в искусство

Vogue
Высокая температура повредила ДНК сперматоцитов Высокая температура повредила ДНК сперматоцитов

В нагретых сперматоцитах активно мобилизовались транспозоны Tc1/mariner

N+1
Ярославна, королева Норвегии Ярославна, королева Норвегии

У Ярослава Мудрого были три дочери, и все три стали королевами

Дилетант
Китайская династия Китайская династия

Мария Брагинская оформила интерьер квартиры для ценителя китайского антиквариата

AD
Поэт, байкер и еще 8 любопытных фактов из жизни Киану Ривза Поэт, байкер и еще 8 любопытных фактов из жизни Киану Ривза

Сегодня практически не найти киноманов, которые не знают, кто такой Киану Ривз

Cosmopolitan
Эти странные силы инерции Эти странные силы инерции

Силы инерции — очень необычны

Наука и жизнь
Кто делает туфли с каблуком-бокалом для Рианны, Лиззо и королевы Рании Кто делает туфли с каблуком-бокалом для Рианны, Лиззо и королевы Рании

Почему марка Amina Muaddi заслуживает внимания?

РБК
Влияет ли среда обитания на запах и вкус пищи Влияет ли среда обитания на запах и вкус пищи

Почва, климат и микробы могут формировать вкус сельскохозяйственных культур

Популярная механика
Как крупнейший строитель жилья в России в кризис нарастил прибыль вдвое Как крупнейший строитель жилья в России в кризис нарастил прибыль вдвое

Как группа компаний ПИК оптимизировалась под условия кризиса

Forbes
Толкование сновидений Толкование сновидений

Главная работа отца психоанализа

kiozk originals
44 года со дня тарана самолетом дома в Новосибирске 44 года со дня тарана самолетом дома в Новосибирске

Столкновение, случившееся в 1976 году, было не случайностью

Maxim
От лапши в стакане — к списку Forbes. Как Бинод Чаудхари стал первым и единственным непальским миллиардером От лапши в стакане — к списку Forbes. Как Бинод Чаудхари стал первым и единственным непальским миллиардером

Как заработал свои миллиарды потомственный бизнесмен Бинод Чаудхари

Forbes
По тонкому льду По тонкому льду

Как глобальное потепление повлияет на Россию

N+1
Сиара, певица и актриса Сиара, певица и актриса

Она — лауреат премии «Грэмми», красивая женщина и трижды мама

Худеем правильно
Ежедневный уход за новорожденным Ежедневный уход за новорожденным

Как правильно ухаживать за малышом?

9 месяцев
Все четыре стороны Все четыре стороны

Героини осенних кинопремьер о сексе, моде, детях

Vogue
Сохраняйте спокойствие Сохраняйте спокойствие

Спокойствие — мощный способ достижения успеха в жизни

kiozk originals
Продолжение следует Продолжение следует

Как помочь себе во время беременности, не навредив при этом ребенку

Лиза
Как улучшить память: что делать, чтобы ничего не забывать Как улучшить память: что делать, чтобы ничего не забывать

Не слишком уверена в своей памяти? Это поправимо!

Cosmopolitan
Как к 30 годам заработать под миллион долларов на фитнес-инстаграме Как к 30 годам заработать под миллион долларов на фитнес-инстаграме

Как фитнес-блогер Софья Солдатова монетизирует миллион подписчиков в Instagram

Forbes
Рашид Нугманов (режиссер «Иглы»): «Цой, безусловно, хотел бы быть глобальной звездой и мог бы ей стать» Рашид Нугманов (режиссер «Иглы»): «Цой, безусловно, хотел бы быть глобальной звездой и мог бы ей стать»

Рашид Нугманов о том, как снять культовое авангардное кино на советской студии

Esquire
Азиатская модель управления Азиатская модель управления

Удачи и провалы самого динамичного региона в мире

kiozk originals
Загадочные знаки посреди пустыни Гоби, найденные в 2011 году Загадочные знаки посреди пустыни Гоби, найденные в 2011 году

Знаки в пустыне Гоби — часть засекреченной космической программы Китая?

Maxim
Преступление и исправление Преступление и исправление

Тюрьма в Филадельфии считается бабушкой всех современных тюрем

Дилетант
Открыть в приложении