Республике Башкирия есть что показать

СНОБПутешествия

Ради чего стоит ехать в Башкирию

Дарья Миколайчук

229663aab22916dbce25cd57552cc702774da675095acc17490e76c495604abc.jpg
Фото: Дарья Миколайчук

Два года назад у Башкирии появился свой туристический бренд, презентующий регион как terra incognita — «неизвестная земля». Так на старинных картах обозначали неисследованные территории. Идеологи бренда опирались на исследования, показавшие, что российские туристы не ассоциируют регион с Уралом, хотя он примыкает к южной части гор. А 55% российских турфирм хотели бы работать с Башкирией, но у большинства из них нет достаточной информации о регионе, хотя республике есть что показать. «Сноб» рассказывает, ради чего туда стоит приехать.

Национальный колорит и бортничество

Всех прибывших в аэропорт столицы Башкирии встречают гигантские символы, стоящие на крышах терминалов: ѲΦѲ. Это башкирское написание слова «Уфа», ставшее неофициальным символом города и известное среди обывателей как «три шурупа». «Тремя шурупами» в Уфе назвали пиво и автокинотеатр, их увековечили в скульптурной композиции, они же стали причиной судебного спора между аэропортом и владельцем парковки, который хотел без разрешения использовать логотип на визитках.

Интересно, что, хотя вывески, указатели и таблички автобусов в Уфе дублируются на двух языках, башкирской речи на улицах города почти не слышно. Башкир в столице региона живет меньше, чем русских и даже татар.

Чтобы по-настоящему узнать Башкирию, недостаточно побывать в ее столице. Надо ехать в те районы, где башкиры составляют большинство населения. Например, в село Саитбаба Гафурийского района, где живут только башкиры. Здесь можно попробовать национальные блюда и кумыс, послушать башкирскую флейту курай и познакомиться с творчеством группы «Иман», исполняющей мунажаты — мусульманские песни религиозного содержания.

В Бурзянском районе, который расположен в центральной части Южного Урала, башкиров 90%. Почти в любой деревне там продается бортевой мед диких бурзянских пчел, живущих в дуплах деревьев. Бурзянский мед темнее и гуще обычного, поскольку смешан с пергой и воском, и отличается насыщенным вкусом.

Бурзянские пчелы занесены в Красную книгу региона. Охраной популяции занимается биосферный заповедник Шульган-Таш. Его посетителям предлагают не только экскурсии к ульям, но и ульетерапию — релаксирующую процедуру, во время которой человек спит на лежанке, находящейся над пчелиным роем. Он изолирован от пчел, но слышит их жужжание, ощущает тепло и вибрации, исходящие от улья, а также чувствует аромат меда.

С августа по октябрь туристы могут увидеть за работой бортников. Вооружившись традиционными инструментами, которые передаются от отца к сыну, они взбираются по деревьям на высоту до 16 м и аккуратно достают мед из дупла.

Наскальные рисунки времен палеолита

В том же Бурзянском районе находится Капова пещера (ее второе название — Шульган-Таш) с наскальными рисунками эпохи палеолита. Вход в нее выглядит грандиозно: это огромная каменная арка высотой 20 и шириной 40 метров. Рядом небольшое озеро с голубой водой.

Внутри пещеры три этажа с коридорами и галереями и подземная река. Рисунки, которым примерно 14 тысяч лет, расположены на втором этаже, на них — мамонты, лошади, верблюды, антропоморфные и геометрические фигуры. К сожалению, туристов к ним не пускают. Посетителям придется довольствоваться копиями рисунков в натуральную величину во входном гроте — единственном зале, который доступен для осмотра.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении