Как заканчивается эпоха бензина
Двигатели внутреннего сгорания доминируют в наземных, морских и воздушных перевозках с первых десятилетий ХХ века. Приход массовых средств передвижения на аккумуляторах много раз анонсировался и раз за разом откладывался. Но сегодня ситуация стремительно меняется: и персональные электромобили, и общественный транспорт с бортовыми батареями перестают быть экзотикой. «Сноб» разбирается в причинах и следствиях этого эпохального перехода.
Значительная часть избыточного и разрушительного воздействия, которое мы оказываем на окружающую среду, связана с транспортом. Благодаря его развитию человечество достигло беспрецедентной мобильности. Но эта мобильность имеет оборотную сторону. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) — изобретение неидеальное, причем с разных точек зрения. Во-первых, он потребляет производные нефти, то есть ресурса, запасы которого конечны и который имеет множество других полезных применений. Более 40% добываемой в мире нефти уходит на прокорм автомобилей, то есть просто сжигается. Во-вторых, ДВС засоряет атмосферу продуктами сгорания топлива. В-третьих, его коэффициент полезного действия (КПД) оставляет желать лучшего. К тому же он имеет сложную конструкцию, которая не подлежит принципиальному упрощению.
Альтернатива известна давно — электротранспорт. Кажется, мир почти пришел к консенсусу, что будущее за ним. Надо заметить, электротранспорт — это не только будущее. Это и настоящее, и даже прошлое. Он появился на несколько десятилетий раньше автомобилей на бензине, в первой половине XIX века. Долгое время электричество на равных соперничало с паром и бензином за право тянуть самодвижущиеся повозки: в начале XX века в США 40% автомобилей работали на пару, 38% на электричестве и лишь 22% на бензине. Российская империя не стояла в стороне от прогресса: первый электротрамвай появился в Киеве в 1892 году, в следующие несколько лет пришел черед Нижнего Новгорода, Курска, Орла и Москвы. В 1901 году на улицах Санкт-Петербурга прошли испытания электрического омнибуса, была выпущена небольшая партия таких машин для обслуживания гостиниц.
Но так вышло, что технологический рывок в начале XX века произошел именно в области двигателей внутреннего сгорания, поэтому электричество было вытеснено на обочину автомобильного прогресса. Однако оно сохранило сильные позиции в общественном транспорте: трамваи, троллейбусы, метро, наземные электропоезда.
Вот лишь некоторые основные преимущества электротранспорта перед транспортом с двигателем внутреннего сгорания:
Отсутствие прямых выбросов в атмосферу
Несмотря на существенное повышение экологических стандартов, двигатели внутреннего сгорания все же выбрасывают в воздух продукты сгорания топлива, тогда как у электродвигателей такие выбросы отсутствуют.
Снижение углеродного следа
Помимо прямых выбросов оценивают и общий углеродный след, то есть совокупность всех выбросов парниковых газов в процессе производства и эксплуатации автомобиля. Критики электротранспорта подчеркивают, что электричество, которым он питается, также в значительной степени производится благодаря сжиганию ископаемого топлива. Это действительно так, однако подсчитано, что у электротранспорта углеродный след ниже — даже при условии, что энергия для него добывается исключительно из ископаемого топлива.