О чём тот дуб молчит красноречиво…
На двадцать девятом километре Рябовского шоссе, вблизи деревни Ириновка Всеволожского района Ленинградской области, на небольшой возвышенности среди однообразной равнины, окружённой берёзово-сосновыми лесами, стоит могучее дерево с раскидистой кроной и неохватным стволом — дуб черешчатый (Quercus robur). Местным жителям и краеведам он хорошо знаком. Из уст в уста передаются легенды о том, что под сенью того дуба любил отдохнуть Михаил Илларионович Кутузов, а возле него на поляне клятву на верность Отчизне принёс император Александр III… В годы Великой Отечественной войны неподалёку был разбит военно-полевой госпиталь, ленинградцы на пути эвакуации по Дороге жизни останавливались там…
Ириновский дуб — памятник живой природы. К сожалению, недавно обнаружились первые признаки усыхания знаменитого дерева. Вопрос о его будущем тесно связан с более общей проблемой: как выживают деревья дуба черешчатого в условиях таёжной зоны или приокеанического сектора таёжной зоны (типичная тайга начинается на западе европейской территории России, севернее 59 параллели).
Местность вокруг Рябовского шоссе давно привлекает внимание историков и краеведов, геоморфологов и любителей живой природы. С запада на восток шоссе пересекает Приладожскую низину, на которой до её освоения росли сосново-еловые заболоченные леса, включающие в древостой мелколиственные породы: осину, берёзу, ольху. В послеледниковый период здесь сформировался холмисто-котловинный рельеф с небольшими камовыми террасами в районе нынешних Всеволожска и Ириновки, а вокруг до горизонта простиралась однообразная моренная равнина, покрытая песчаными отложениями. Расцвет хозяйственной деятельности, коренным образом преобразовавший местность, приходится на вторую половину XVIII — конец XIX века, тогда эта территория входила в состав Рябовской волости Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии, и на ней располагалось с десяток имений видных деятелей послепетровской элиты.
Первые дубы можно увидеть на северной стороне шоссе сразу после выезда из Санкт-Петербурга — в старом парке при усадьбе Приютино, принадлежавшей в начале XIX века первому директору Публичной библиотеки и президенту академии художеств А. Н. Оленину. Частыми гостями знаменитой усадьбы были А. С. Пушкин и И. А. Крылов.
Одному из местных приютинских дубов посвятил элегию поэт и переводчик Н. И. Гнедич. Она так и называется «Приютино»:
Здесь некогда наш сын дуб юный возращал:
Он жил, и дерево взрастало.
В полях Бородина он за отчизну пал,
И дерево увяло!
Но не увянет здесь дней наших до конца
Куст повилики сей, на камень насаждённый;
И с каждою весной взойдёт он, орошённый
Слезами матери и грустного отца.
Земли усадьбы Приютино, которые лежали на плоской заболоченной равнине и дренировались речкой Лубьёй и впадающим в неё ручьём, удалось приподнять, а затем разбить здесь парк, высадив деревья широколиственных пород.
В нескольких километрах от Приютина дорога пересекает наиболее высокую часть пути, камовую гряду, названную Румболовской горой. Освоение этой местности также имеет богатую историю.
С 1774 года расположенной здесь мызой*, или усадьбой Рябово, владел банкир Императорского двора барон Иоганн Юрьевич Фредерикс, он-то и занялся мелиорацией заболоченных лесов, окружающих гору. Три года работ, и в сторону Токсова пролёг магистральный канал длиной около 8 километров и шириной около 4 метров с множеством впадающих в него малых каналов и дренажных канав общей длиной около 120 километров. В лесах было пробито 14 просек шириной 30 метров, по которым проложены дороги, построены мосты. Осушённые земли по воле барона засевались озимой рожью или кормовыми травами. В 1818 году Рябово купил камергер Всеволод Андреевич Всеволожский, один из богатейших русских помещиков. На месте прежней усадьбы он построил новую — с большим французским парком, где были высажены дубы, липы, лиственницы, клёны и декоративные кустарники. Как видим, везде в этой местности посадкам широколиственных пород предшествует гидромелиорация территории.
* Термин «мыза» относится к петербургскому говору.
Ириновский дуб находится на последней перед Ладогой возвышенной гряде. Севернее её протекает речка Морье, мызу на её берегу в XVII веке шведы называли Мориасилка. В 1747 году императрица Елизавета Петровна пожаловала «мызу Марисельскую» вдове подполковника Марфе Сахаровой, которая продала её в 1773 году барону Фредериксу, построившему на территории два стекольных завода. При его вдове Ирине Захарьевне Фредерикс была возведена деревянная часовня святой великомученицы Ирины, и с тех пор поселение называется Ириновкой. В 1817 году имение у Фредериксов купил надворный советник Сергей Яковлевич Поскочин, наладивший на стекольных заводах выпуск дорогих фарфоровых изделий. В 1842 году ириновские земли приобрела графиня Софья Александровна Голенищева-Кутузова, супруга полковника лейб-гвардии Кавалергардского полка, генерал-адъютанта графа Василия Павловича Голенищева-Кутузова, в 1851 году она уступила их барону Леопольду Фёдоровичу Корфу — генералу, участнику русско-турецкой войны и директору новгородского Аракчеевского кадетского корпуса. Л. Ф. Корф начал реконструкцию усадьбы в Ириновке, разбил пейзажный парк с липовыми аллеями, композиционным центром которого стал юный черешчатый дуб.
В результате многовековых преобразований (сведение таёжного леса и кустарников, распашка земель, мелиорация, покосы и т. д.) была устранена конкуренция дуба с местными древесными породами, это позволило молодому дубку укорениться и набрать жизненные силы. Деревце в Ириновке росло на хорошо дренируемом тяжёлом суглинке, развивалось в условиях открытого пространства и сформировало типичную для таких условий форму — крепкий свилеватый (с косослойной древесиной, склонной к спиральному закручиванию) ствол, образующий приземистый «пьедестал» с широкой кроной. Высота дуба на сегодняшний день 15 метров, диаметр ствола — 203 сантиметра (соответственно 638 сантиметров в окружности на высоте груди или на 1,3 метра от поверхности почвы). Высота дерева, как видим, отнюдь не большая, но его по праву можно отнести к самым толстым деревьям в окрестностях Санкт-Петербурга.