Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техникаHi-Tech

Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Иван Варгатый

Тепловозы 3ТЭ10М на БАМе

Распугивая былых хозяев леса, волков, наглым воем, тепловоз медленно затягивал состав на разъезд. Жуть, что творится на БАМе, который еще совсем недавно хотели чуть ли не разбирать: станции забиты, локомотивов не хватает, бригад не хватает – сидят в тепловозах по глухим разъездам... Вот и наш поезд поставили у входного сигнала ждать, пока на разъезд не прибудет встречный нечетный, чтобы можно было отправить четный и освободить нам путь, а мы за ним по удалению. Тетрис. Для поезднóго диспетчера все так и выглядит, однако вместо дивана – кресло, вместо телефона – пульт, вместо кубиков – нитки поездов на экране. Правда, играть приходится 12 часов кряду, а при проигрыше вместо надписи «game over» перед глазами может замаячить решетка, даже если все остались живы.

Ведь даже в грузовых поездах есть люди – локомотивная бригада. Мозг «кубика». Этот мозг не всегда согласен с решениями «игрока», в лучшем случае называя его дураком красноголовым – за красную фуражку дежурного по станции... Вечная война тяги и движенцев. Но в армии тоже солдат далеко не всегда знает замысел командира, он обязан просто выполнять, чтобы не было бреши во фронте. Вот и сейчас задание не из легких: разъезд стоит посреди уклона – что отправляться с него не сахар, что прибывать, вот так постояв на подъеме у входного.

Локомотив с хитромудрым названием «3ТЭ25К2М» хоть и набит электроникой, но физику не обманешь: мороз за сорок, на рельсах снег – ехать не особо хочет, колесные пáры то и дело срываются в боксование, подвывают редукторы, тепловоз потряхивает носом. Когда рывки становятся совсем уж неприличными, приходится сбрасывать несколько позиций и добавлять песка, потом осторожно набираться обратно. На старичках 3ТЭ10М стрелка амперметра порой летала из угла в угол, а здесь цифровое поóсное регулирование старается, подравнивает токи, смягчает рывки. Но не обманешь ее, физику-то...

Перед стрелками сброситься пришлось заблаговременно – на смазке, которой обильно сдобрены стрелки, никаких шансов удержать тягу. Да оно уже и не так надо – голова поезда на площадке, тепловозу легче.

– Че-етный при-ибывающий! – протянула радиостанция по УКВ. Видать, командировочный с Московской дороги.

– Тридцать пять пятьдесят восемь, машинист Морозов!

– У тебя вта-арую телегу перекосило, ка-ажись, пружина лопнула.

Макс выругался. Этого еще не хватало, теперь надо вставать по разъезду, осматривать ходовую и, кто знает, что там. Хорошо, если и правда пружина, иначе встанем тут на веки вечные среди волков.

– Доложи поездному.

Помощник нажал на маленьком пульте радиостанции кнопку «ДНЦ», переждал сигнал вызова:

– Диспетчер!

– ДНЦ Сидоренко, слушаю.

– Поезд 3558, машинист Морозов, остановился на главном пути Соснового по неисправности ходовой части локомотива, для осмотра.

– Понятно, 3558, Морозов, остановка по неисправности для осмотра, Сидоренко. Едва дождавшись остановки, помощник спрыгнул в снег и пополз к задней тележке. Место нехоженое: обычно локомотив стоит дальше, у выходного сигнала, сейчас же Максим, пользуясь случаем, остановил поезд на благоприятном профиле, не вытащив хвост из горловины – лишняя сотня метров перед подъемом будет нелишней. А вот и тележка. Точно: прут одной из пружин лопнул наискосок, словно из него хотели сделать колбасную нарезку. Вот он, мороз, вот они, рывки при боксовании – охрупчившаяся сталь не выдержала. Что теперь? Машинист решит. «Батарея на зарядке, спи, помощник, все в порядке. Светофор в глаза не светит, машинист за все ответит»... «Второй пилот» вернулся в кабину. Бородатое лицо Макса с нетерпением обернулось:

– Что там?

– Пружина лопнула. Эт че, резервом в депо не более пяти?

– Какое резервом в депо, это не более семидесяти до станции смены локомотивов, с составом.

– Че, инструктору звоним?

– Ага, ты связь тут найди, звонарь. Поехали, – ответил Макс и начал готовиться к отправлению. Помощник снял трубку и нажал вызов:

– ДНЦ!

– ДНЦ Сидоренко.

– Три-пять-пять-восемь, Морозов, излом пружины рессорного подвешивания, следование с поездом не более семидесяти.

– Понятно, три-пять-пять-восемь, следуйте не более семидесяти, Сидоренко. Макс тем временем уложил контроллер, под кабиной грохнула тележка. Дизель взвалил на себя ношу, чуть изменил тональность. Надо теперь быстрее разогнаться, тем более предыдущий ушел далеко, и давно горит зеленый. Третья позиция, четвертая, полетели! На стрелках будет скользко, но к ним уже наберем пятнашку, а дальше от нас почти ничего не зависит – как машина повезет. Путь продолжился, работаем, в Совгавани сухогруз ждет этот уголь.

Тяжелое 4-осное шасси 135ЛМ

Почти у всего, что имеет колеса, есть и рессоры. Их нет разве что у садовой тачки, но там «пружинят» и резина колеса, и рама. Или взять старый ракетовоз 135ЛТМ, известный как ЗИЛ-135 или БАЗ-135 – у него подвески поначалу не было вообще, рассеянье энергии толчков на ухабах доверили огромным колесам низкого давления. Вскоре, правда, выяснилось, что машина сильно галопирует – продольно раскачивается словно лодка, и тогда крайние оси оборудовали подвеской с гидравлическими амортизаторами. Колеса железнодорожной же техники почти не рассеивают энергию ударов – они цельнометаллические. Конечно, есть подрезиненные колеса вагонов трамвая и метрополитена, но это редкость. Поэтому рессорное подвешивание, а с ним и непростая система передачи других сил необходимы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
«Никто не прибьет полку так хорошо, как ты!»: как общаться с окружающими без манипуляций «Никто не прибьет полку так хорошо, как ты!»: как общаться с окружающими без манипуляций

Может ли ложь быть безобидной?

Psychologies
Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе «Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе

Как собственнические матери влияют на своих дочерей?

Psychologies
Новогодний сюрприз Новогодний сюрприз

Борис Николаевич Ельцин был горазд на сюрпризы

Дилетант
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Путешествие к гордости Мадрида – музею Прадо – и дворцу-монастырю Эскориал

Знание – сила
Робот в мобильных телефонах Робот в мобильных телефонах

Искусственный интеллект рвется в мобильную связь

Монокль
«Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей «Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей

Почему просмотр материалов о воспитании детей в соцсетях может вызвать стресс?

Forbes
В городе дождей В городе дождей

Обустройство квартиры для сдачи в аренду — задача со многими неизвестными

Идеи Вашего Дома
В горгонопсе с Мальорки заподозрили древнейшего представителя терапсид В горгонопсе с Мальорки заподозрили древнейшего представителя терапсид

Ученые обнаружили на острове Мальорка в Средиземном море остатки горгонопса

N+1
Де Голль — ставка на «зеро» Де Голль — ставка на «зеро»

Шарль де Голль: пятая республика, сильная власть, отставка правительства

Дилетант
Экскурсия Экскурсия

Бери что хочешь, если достанет силы... отпустить

СНОБ
«Мечты сбываются, если верить и идти вперед» «Мечты сбываются, если верить и идти вперед»

Давид Манукян о своих источниках вдохновения, борьбе с выгоранием и уроках года

OK!
Тихая охота биотехнологов Тихая охота биотехнологов

Почему грибы становятся кандидатом в «эликсиры долголетия и молодости»

Монокль
Понемногу о многом Понемногу о многом

Забытые плавания в Индию

Знание – сила
Выбор выхода Выбор выхода

Три истории о возможностях финала

Weekend
Сделай меня незаметно: как меняется отношение к пластической хирургии в наши дни Сделай меня незаметно: как меняется отношение к пластической хирургии в наши дни

Как модернизируется сегмент пластической хирургии?

Forbes
Город, спрятавший свои памятники Город, спрятавший свои памятники

Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация

Weekend
Трогательные отношения: что делать, если вам не хватает прикосновений партнера Трогательные отношения: что делать, если вам не хватает прикосновений партнера

Почему на самом деле важен телесный контакт? Какую роль в отношениях он играет?

Psychologies
Возвращаться домой Возвращаться домой

Обновленный Geely Coolray и тяга к жизни

Автопилот
Дикая женщина, суперженщина и сестра: как вернуть себе целостность Дикая женщина, суперженщина и сестра: как вернуть себе целостность

Истинная женская сила проистекает не из соперничества, а из солидарности

Psychologies
Вишневая девятка Вишневая девятка

Что забыл Tiggo 9 в горах Алтая и о чем напомнил

Автопилот
Теория множественности вселенных Теория множественности вселенных

А что, если существует огромное количество параллельных вселенных?

Зеркало Мира
Мультиколорные зумеры Мультиколорные зумеры

На рынок приходят новые потребители, и производителям предстоит с ними работать

Монокль
Мэр Анапы — о казаке Илоне Маске и депутатах Мэр Анапы — о казаке Илоне Маске и депутатах

«Новая Анапа» и выборы Совета: как сегодня развивается город-курорт

ФедералПресс
Инвестиции не задались Инвестиции не задались

Самые выгодные вложения 2024 года

Деньги
Веган, дауншифтер, прокрастинатор: каким мы видим Льва Толстого сегодня Веган, дауншифтер, прокрастинатор: каким мы видим Льва Толстого сегодня

Разбираемся в нюансах поп-культурного образа Льва Толстого

РБК
Заряженные на экологию Заряженные на экологию

Что оставляет меньший след в природе: электрокары или автомобили на бензине?

РБК
«Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы «Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы

Насколько распространены отношения, выросшие из дружбы?

Psychologies
Казахстан как ключевая станция на новом Шелковом пути Казахстан как ключевая станция на новом Шелковом пути

Минувшим летом отношения Казахстана с Китаем преодолели знаковый рубеж

Обозрение армии и флота
Открыть в приложении