На изящном: история картины «Смерть Сарданапала», или Особенный романтизм Делакруа
Искусствовед Эрнст Гомбрих называл Делакруа «первым в длинной череде великих художников-революционеров». В постоянной рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова разбирается, чем вдохновлялся французский живописец и где лежат истоки его романтизма.
Делакруа не скрывал, что написал эту работу под впечатлением от драмы Джорджа Байрона «Сарданапал» (1821). Он вообще часто изображал сюжеты из произведений Байрона и других писателей: Вальтера Скотта, Шекспира, Гете1. Типичный романтик: вдохновлялся всем подряд.
1«Ладья Дон-Жуана», «Бой гяура с пашой» по Байрону, «Похищение Ревекки» по роману В. Скотта, иллюстрирует «Фауста», удостоившись похвалы самого Гёте (1828), «Гамлета», «Отел-ло», «Ромео и Джульетту» Шекспира (1834—1843), делает эскизы костюмов к драме В. Гюго «Эми Робсарт»
Драма Байрона же была основана на античной легенде о некоем ассирийском царе, который правил за 64 года до основания Рима. По легенде, он интересовался не скучным управлением страной, а праздной жизнью и оргиями, поэтому в итоге развалил страну, начался мятеж, а Сарданапал, не сумев его подавить, решил красиво уйти из жизни. Устроил очередную оргию, на которой приказал убить себя, коня, собак, слонов, наложниц, все сжечь и развеять прах над Тигром.
Считается, что это был такой собирательный образ как минимум двух ассирийских царей: Ашшурбанипала, последнего царя Ассирии, правившего в 669–627 годах до нашей эры, и его сына Син-шар-ишкуна (633–612 годы до нашей эры), на котором закончилась династия ассирийских царей и чья смерть чем-то похожа на кончину Сарданапала. В 612 году до нашей эры, чтобы не попасть в плен союзного войска мидян и вавилонян, Син-шар-ишкун поджег свой дворец и сгорел в нем. Есть версии, что образ был дополнен чертами ассирийского царя Син-шар-ишкуна и вавилонского царя Шамаш-шум-укина. Очень простые и легко запоминающиеся имена.
В общем, в реальности такого царя не было, поэтому, как вы понимаете, оставался огромный простор для фантазии и очень сочный сюжет для любого произведения искусства. Вывод на свет пыльной легенды про Сарданапала был связан с присущим романтизму желанием переосмыслить Античность в контексте современных событий и, конечно, посмаковать жестокие подробности.