«Мы же не можем круглыми сутками размышлять о мире во всём мире»: как рок-звезда Боно из U2 стал венчурным инвестором
Музыкант пока что не накопил миллиард, как полагали многие издания, но стремится к этому. С 1990-х он инвестирует в коммерческую недвижимость, производство одежды, техкомпании вроде Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Dropbox, проекты для помощи африканским странам и сотрудничает с Apple, Amazon и Nike.
Пол Хьюсон, более известный как Боно, — вокалист и автор песен одной из самых популярных ирландских групп U2. Правда, успехом он пользуется не только в музыкальной индустрии, отмечают журналисты.
Заработав многомиллионное состояние на мировых турне, в 1990-х он задумал заняться бизнесом и в итоге стал известен также в деловом обществе — как инвестор, филантроп и предприниматель.
Народ отчего-то привык полагать, что звёздам не положено разбираться в бизнесе, вот только я с этим не согласен. Тот, кто не рискует, стоит на месте, а стагнация в конечном счёте убивает. Боно
Музыка: продажи альбомов и туры
Группа U2, состоящая из учеников одной и той же школы, выпустила свой первый альбом в 1980 году, но наибольшую популярность получила после выпуска пятого — The Joshua Tree в 1987-м. Последний разошёлся по миру тиражом в 25 млн копий.
В 1993 году на волне успеха группа подписала контракт на шесть новых альбомов с лейблом Island Records: сумма сделки превысила $60 млн.
По данным Forbes на 2019 год, только на музыке U2 заработала $675 млн. Значительную часть выручки при этом группа получила с мировых турне:
- Туры в поддержку альбомов Achtung Baby и Pop принесли $243 млн в 1990 и 1997 годах.
- На турне с пластинкой All That You Can't Leave Behind ирландцы выручили $143,5 млн в 2000-м, а тур с альбомом How to Dismantle an Atomic Bomb принёс $389 млн.
- Самыми кассовыми стали гастроли в 2009-2011 годах с 12-м диском No Line on the Horizon, выручка с которого составила $736 млн. Это был первый тур при поддержке промоутера мероприятий Live Nation — тогда группа подписала с компанией контракт на 12 лет и $100 млн.
- С 2017 по 2019 год она также дала концерты в честь 30-летия альбома The Joshua Tree, собрав около $400 млн.
- Туры в поддержку двух последних на 2021 год альбомов принесли ей в сумме около $270 млн. 13-й альбом также бесплатно раздавала подписчикам iTunes компания Apple, за что U2 получила примерно $100 млн.
C 1990 по 2016 год U2 выручила около $1,67 млрд с продаж билетов, уступая только The Rolling Stones, и стала единственной группой, чья выручка c 2010-го по 2019 год превысила $1 млрд. В 2019 и 2020 годах участники заработали $37 млн и $38 млн соответственно.
Бизнес-инициативы: отель, клуб, кафе и бренд одежды
В начале своей бизнес-карьеры Боно не инвестировал, а пытался содержать собственные предприятия. Почти все они, правда, оказались провальными — даже несмотря на первоначальный успех.
Отель. В 1992 году он вместе с другом и коллегой по группе Эджем купил двухзвёздочный отель Clarence Hotel в Дублине и переоборудовал его в четырёхзвёздочный, сократив число номеров с 70 до 49. По некоторым данным, сумма сделки не превышала $40 млн, а ремонт обошёлся партнёрам в $8 млн.
На 2019 год вместе с музыкантами отелем также владеет компания Press Up Entertainment — она и занимается его управлением. Долю Боно в отеле оценивают в 25%, как и у Эджа. А номер в Clarence Hotel стоит от $300 за ночь.
Клуб. В 1994-м Боно и Эдж также открыли над отелем клуб The Kitchen, на ремонт которого ушло примерно $400 тысяч. Однако в 2002-м, из-за нестабильной посещаемости, ужесточившихся законов и жалоб жильцов на шум, заведение закрыли.
Рестораны. С 1999 года музыкант владел неизвестной долей в ресторанной сети Nude из трёх дублинских кафе своего брата. К концу 2007 года убыток фирмы составил $4,1 млн, а в 2010-м сеть закрыли.
Одежда. В 2005 году вместе с женой Элисон Хьюсон он запустил в Ирландии собственный бренд одежды Edun. В 2009-м пара продала корпорации LVMH 49% акций за $8,5 млн, сохранив контрольный пакет. С 2017 года 80% производства экологичной одежды Edun приходилось на Африку, остальные 20% — на США. В том же году фирма открыла первый физический магазин в Нью-Йорке.
В 2018-м LVMH расторгла сделку с Боно, а музыкант закрыл точку и приостановил производство в США. Изначально причины разрыва не разглашались: Edun лишь заявила, что благодарна поддержке акционера, а сам он продолжит продвигать ценности справедливой торговли и этичного производства.
В 2021 году, однако, стало известно, что обе компании обвинили в расовой дискриминации сотрудников. Возможно, именно из-за этого французская корпорация LVMH вышла из соглашения.