Инженеры сами не знали, что умеет программа, а пользователи просили её упростить: так Microsoft создавала Office в 90-х
Компания училась работать с корпорациями, которые превращали Word в блокнот, демонтировали дисководы, заливали смолой USB-порты и говорили, что компьютеры дорого стоят и только отвлекают, — об этом вспоминает бывший вице-президент Windows Стивен Синофски.
Компьютерную эру 1980-х годов отличала характерная черта: разработчики часто создавали продукты ради собственного удовольствия и руководствовались сугубо личными представлениями о том, как эти самые продукты должны работать, признаётся Стивен Синофски, бывший вице-президент подразделения Windows в Microsoft.
Даже самые амбициозные на тот момент проекты Microsoft — тот же графический интерфейс — компания разрабатывала вовсе не потому, что того требовал клиент. Мы работали над ним просто потому, что могли.
Сперва «движимый тестостероном» подход работал, но компьютерами всё чаще пользовались не только технари, но также обыватели и представители разных профессий. И они были готовы платить, лишь бы ПО отвечало их запросам, понятно работало, помогало увеличивать прибыль бизнеса и при этом не приносило постоянных высоких затрат.
Работая над продуктами MS Office, Синофски понял: привычный для Microsoft подход имел очевидные недостатки. Однажды он никак не мог построить нужную ему гистограмму в Excel и обратился за помощью к одному из разработчиков. Однако тот не знал, умеет ли так ПО.
По словам Синофски, в продуктах Office лучше разбирались сами пользователи, а также корпоративные ИТ-специалисты — «айтишники», которым приходилось не только устанавливать ПО, но также надстраивать его, следить за работой и помогать сотрудникам с документами.
Microsoft плохо понимала, как устроена работа внутри корпораций: кто за что отвечает и какие есть потребности. При этом таких крупных корпоративных клиентов у неё становилось всё больше. Чтобы не потерять их, компании пришлось понять, где искать компромиссы и обратную связь и как при этом не отклониться от плана.
Иначе как группа неопытных математиков и информатиков смогла бы создать достойный текстовый процессор для юристов и систему таблиц для банкиров?
Под кого Microsoft проектировала первые версии Office
Команды проекта Windows Server в то время полагались на отзывы клиентов. Те посещали брифинг-центры Microsoft и беседовали с отраслевыми аналитиками и консультантами, которых привлекала компания. Последние рассказывали ИТ-корпорациям о корпоративных стратегиях компании и делилась планами.
Некоторые работники, по словам Синофски, проводили в офисах клиентов больше времени, чем в Microsoft. Да и сами корпорации порой так часто приходили в штаб-квартиру компании, что сошли бы за штатных сотрудников.
Однако продукты Windows Server покупали и использовали одни и те же люди — ИТ-специалисты, а у проекта Office конечными пользователями могли быть клиенты любых профессий. Microsoft поняла, что именно на них и нужно ориентироваться:
- Word наверняка пригодился бы для юристов, что работали с многостраничными документами, множеством сносок, вложенными списками и сводками, а также цитатами.
- Excel мог бы помочь финансистам с Уолл-стрит — особенно со сложными аналитическими и статистическими моделями.
- А PowerPoint с разнообразной графикой и библиотекой изображений подарил бы свободу для творчества консультантам, коучам и ораторам.
Руководители компании давно навещали крупных клиентов, но чаще всего получали от них лишь негативные отзывы, угрозы и выслушивали частные прихоти. Команда Office же хотела разработать для общения системный подход — чтобы не полагаться на разрозненные и противоречащие друг другу мнения.
Причём общаться разработчикам пришлось бы не с главами компаний, а с корпоративными ИТ-специалистами и сисадминами, чего они сперва не ожидали. Microsoft полагала, что Office одинаков для всех, поэтому проблем с его установкой и настройкой быть не должно, ведь компания подготовила руководства по использованию.