Блогерский счет: как бум частных инвесторов изменил жизнь финансовых инфлюенсеров
Финансовые блогеры благодаря буму частных инвесторов в России нарастили аудиторию в разы, а значит, и увеличили доходы. А еще получили внимание регулятора и крупнейших брокеров и инвесткомпаний
На конец августа 2021 года 13,8 млн инвесторов имели доступ к торгам на Мосбирже, на конец 2019 года — в самом начале бума частных инвестиций — их число было в 3,5 раза меньше. Большинство из них, новички, начали искать в соцсетях советы, куда вложить деньги. Число запросов в сервисе оценки пользовательского интереса Wordstat — к примеру, «инвестиции инстаграм*» — выросло с 13 000 в октябре 2019 года до 84 000 в сентябре 2021-го.
А в соцсетях их ждали финансовые блогеры. Что изменилось в их работе вместе с бумом частных инвесторов?
Вал запросов и приток подписчиков
«В апреле 2020 года, когда нас «заперли на каникулы» (имеется в виду локдаун. — Forbes), я подумала, что наконец-то отдохну, но вместо этого на меня свалился сумасшедший вал запросов от управляющих компаний и брокеров на интеграции, вебинары, интервью, прямые эфиры», — рассказывает финансовый эксперт и автор YouTube-канала Smirnova Capital Наталья Смирнова. По ее словам, у всех рекламодателей были новые фонды и тарифы, о которых нужно было «срочно» рассказывать.
С тех пор, по ее словам, аудитория канала растет на 30% примерно каждые полгода. Сегодня у нее уже 130 000 подписчиков.
С начала пандемии блог консультанта по финансовым вопросам Ольги Гогаладзе в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) вырос с 350 000 до 2,1 млн подписчиков.
У YouTube-канала Киры Юхтенко сейчас более 850 000 подписчиков, хотя, по ее собственному признанию, еще в 2015 году, когда она только начала вести свой канал, даже 15 000 подписчиков ей казались потолком.
А автор популярного блога в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Александра Митрошина (2,5 млн подписчиков) недавно начала говорить об инвестициях и финансовой грамотности, хотя раньше ее блог был в основном о здоровом образе жизни, психологии и отношениях. Генеральный продюсер агентства креативных коммуникаций BlackLight Софья Заботина говорит, что это тенденция — из-за повышения популярности инвестповестки на нее стали обращать внимание многие lifestyle-блогеры. «Главное — быть адекватным блогером, разобраться в теме и в понятной форме донести знания до своей аудитории, не сваливая в единичный рекламный пост информацию про акции Tesla, розничных хомяков и процент выше вклада», — объясняет она.
Учебник, телевизор, блогер
Шестого октября Гогаладзе, Смирнова и Юхтенко участвовали в «Инвест митапе», который организовал Банк России. Обсуждали, что нужно начинающему инвестору. «Нам нужны блогеры, чтобы говорить с инвесторами на одном языке, тем более, что они оказывают огромное влияние, то, которое раньше оказывали телевизоры и учебники», — сказал тогда глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута.