«Мы намертво стоим, чтобы нам не увеличили план по доходам». Как зарабатывает театр имени Вахтангова
Директор Театра Вахтангова Кирилл Крок рассказал Forbes о том, как театры получают субсидии, кто определяет цены на билеты и когда исчезнут спекулянты
В списке самых богатых театров федерального подчинения Театр Вахтангова — лидер по самостоятельности. Доля бюджетных субсидий в структуре его доходов составляет лишь 43%. Остальное театр зарабатывает сам: играет на 6 сценах почти 900 спектаклей в год, активно гастролирует, привлекает спонсоров, сдает в аренду складские помещения и сцену — под мероприятия. Forbes поговорил с директором Театра Вахтангова Кириллом Кроком о том, как устроена театральная экономика.
Как определяется размер бюджетного финансирования для конкретного театра?
У федеральных театров есть госзадание — несколько показателей (количество спектаклей, заполняемость, доход от уставной деятельности, средняя зарплата и т.д.), которые театр должен выполнить по итогам года. А, например, у театров московского подчинения госзадание отменили. Им оставили лишь один показатель — средняя зарплата по учреждению.
Чтобы получить финансирование на будущий год, мы подписываем с учредителем — Минкультом — соглашение о выполнении государственного задания. Для федеральных театров размер субсидии на исполнение этого госзадания определяется из расчета на одного зрителя. В законе о бюджетных организациях, принятом в 2010-м, была заложена очень хорошая идея: чем большим спросом пользуется учреждение, тем больше финансирования оно получает. Это касается и поликлиник, и театров, и других госучреждений. По идеологии закона должны были выработать единый норматив. Допустим, в Москве за каждого зрителя министерство платит театру рубль. Умножением на количество зрителей получаем общий размер финансирования конкретного театра. И если в госзадании у театра стоит 307 000 зрителей, а туда за год пришли 407 000 — значит, в следующем году театр должен был получить на 100 000 рублей больше. Если меньше, то, соответственно, меньше. Финансирование должно было рассчитываться таким образом, но, к сожалению, по факту закон так и не заработал.
Сегодня размер субсидии определяется иначе: средний показатель бюджетного финансирования за два года делится на средний показатель посещаемости за тот же период — получается сумма, которую бюджет планирует выделить на одного зрителя. Она умножается на показатель посещаемости, заявленный в госзадании на следующий год — и получается общий размер субсидии. А за перевыполнение плана по посещаемости мы получаем формулировку «за рамками госзадания» — и все, никаких финансовых бонусов.
Кроме того, в Минкульте действует система отраслевых коэффициентов, с помощью которых можно увеличить финансирование театрам с проблемной посещаемостью — иначе они просто загнутся, или, наоборот, снизить размер субсидии коммерчески успешным театрам.
Руководство театра может как-то влиять на размер субсидии?