«В Долине не так важно, сколько зарабатываешь». Основательница LinguaTrip о русских стартаперах в США, доме Стива Джобса и важности «смол-токов»
Российская предпринимательница Марина Могилко живет и занимается бизнесом в Калифорнии. Чем инвестор из Долины принципиально отличается от российского, что такое «небрежная успешность» по-американски и как гендерный вопрос влияет на бизнес в США, она рассказала в интервью Forbes Woman.
В 2011 году однокурсники Дмитрий Пистоляко и Марина Могилко открыли в России агентство MP Education, специализирующееся на подборе образовательных программ за рубежом. В 2013 году у них появилась идея о создании онлайн-платформы. Воплотить мечты в реальность помог не только упорный труд, но и случай: благодаря российской школе стартапов SumIT Марина и Дмитрий познакомились с венчурным предпринимателем Джоном Рейми, который связал их с американским акселератором. Набор был уже закрыт, однако ментор согласилась посмотреть презентацию компании. В 2014 году стартап получил инвестиции в размере $100 тысяч, а в 2015 заработала онлайн-платформа LinguaTrip.com — сайт для бронирования зарубежных курсов в образовательных организациях по всему миру.
Сегодня Могилко живет в Сан-Франциско, где вместе с Пистоляко развивает проекты LinguaTrip и Fluent Express, ведет несколько YouTube каналов и недавно выпустила книгу.
Переезд, любимые города и нетворкинг
Эмиграцию часто связывают с понятием «социальной смерти». Вы испытывали что-то подобное после переезда в Америку?
Я думаю, это пишут те, кто переезжает без цели. То есть люди, которые переезжают просто потому, что переезжают: от чего-то бегут и так далее. А у нас переезд был связан с тем, что мы, наоборот, развивались. Этот момент был для нас точкой огромного роста. В нас инвестировал акселератор 500 Startups в Кремниевой Долине, так что мы как были предпринимателями в России, так и в Америку приехали предпринимателями, только уже со знаком качества акселератора. И только больше перспектив стало открываться, в том числе и в России, кстати, тоже. Поэтому не испытывала.
Вы живете в Сан-Франциско. Чем вас привлек именно этот город?
Во-первых, люди, которые здесь живут, и к которым ты теперь «имеешь доступ». То есть я могу интервьюировать фаундеров для своих каналов, могу встречаться с топовыми инвесторами: недавно мы виделись с Тимом Дрейпером (американский венчурный инвестор — прим. ред.), когда я выступала в Draper University — скоро у нас с ним будет интервью. В другой раз ходила на гала-ужин, который устраивал Бен Хоровиц, основатель компании Andreessen Horowitz. Такие люди — это твоя социальная жизнь, тут ты окружен этими людьми. Их пример очень мощно заставляет тебя развиваться.
Второй момент — климат. Мне очень нравится Лос-Анджелес, но там жарко, например, и мне тяжеловато. Мне нравится, что в Сан-Франциско есть сезоны. Тут бывают и дожди, и туманность, и прохладно зимой, и шапку иногда даже можно надеть, когда сильный ветер. Такое разнообразие — это хорошо. Нравится то, что Сан-Франциско компактный сам по себе, что тебе не нужно, как в том же Лос-Анджелесе, ехать через весь город, если у тебя встреча. Буквально 10-20 минут до любого места. Плюс, не знаю, насколько это правильный аргумент, но тут классные дома, с коворкингами, с бассейнами и так далее. В Лос-Анджелесе такие дома тоже есть, но они стоят в два раза дороже. Я так и не поняла, почему.
Здесь есть сплоченное русское сообщество? Что это за люди?
Оно очень разнообразное. Но, если говорить о предпринимателях, то местные русские — это ребята, которые работают в крупных корпорациях или приехали сюда делать свой бизнес. И все время кто-то новый приезжает. Мы общаемся больше всего с теми, кто переезхал примерно тогда же, когда и мы. Например, с братьями Либерманами (компания Frank.Money, фонд Brothers Venture — прим. ред.) мы видимся раз в месяц.
Принципы эффективности, бизнес-книги и игра вдолгую
Цитируя недавно в своем блоге писателя и инвестора Тимоти Феррисса, вы написали, что следует одновременно совершенствовать не больше двух аспектов своей жизни: «Two at a time, как говорят в США». Какие еще принципы американской деловой культуры вам особенно полюбились? Какие используете в бизнесе?
Я бы не сказала, что эти принципы — чисто американские. Они универсальные: люди по всему миру так делают. Например принцип делегирования своих обязанностей на определенном моменте развития бизнеса. Я делала интервью с Алексом Мером, сооснователем стартапа Zoosk, который недавно продали за $270 млн. Он говорит: «Я предприниматель, я генерирую крутые идеи. Каждую неделю у меня новая идея. Я ее тестирую и, если за неделю вижу, что она взлетает, и людям нравится, я передаю это все команде. И они уже дальше занимаются маркетингом, развитием и так далее. Я начинаю над чем-то следующим работать». Мне этот подход безумно нравится, потому что иногда мы погружаемся в один бизнес, и кажется, что все, больше ничего не существует. Понятно, что для меня LinguaTrip — это основная деятельность, но появляются какие-то еще сторонние проекты, и, на самом деле, для LinguaTrip это — огромный плюс, потому что я из этих сторонних проектов подчерпываю какие-то новые вещи, которые привношу в нашу компанию. Поэтому такое делегирование, для того чтобы сфокусироваться на своей суперсиле, — это сейчас мой любимый принцип.