Александр Ларьяновский — о вызовах, стоящих перед индустрией образования

РБКОбщество

«Мы перестаем учить толпу»

О вызовах, стоящих перед индустрией образования, рассказывает Александр Ларьяновский — управляющий партнер онлайн-школы Skyeng, ставшей лидером рейтинга российских EdTech-компаний

Записал Александр Васёв

0:00 /
518.6

О Lifelong learning и учебе впрок

Есть мнение, что современный человек вынужден учиться всю свою жизнь. Это и миф, и справедливое утверждение — в зависимости от того, о ком мы говорим. Чаще всего эту фразу произносят белые воротнички, но опыт показывает, что именно они и не учатся. Существует термин «экономика внимания». В сутках 24 часа, и мы их инвестируем в сон, работу, транспорт, сериалы, обучение. Если посмотреть на экономику внимания среднестатистического офисного сотрудника, то выяснится, что на образование он тратит несколько десятков минут в месяц.

Безусловно, есть люди, которые читают и 60, и 100, и 200 книг в год. Но если походить по офисам и спросить, сколько людей до пяти утра не могли выключить сериал, мы увидим, что их много. А если мы спросим, кто из них решал какие-нибудь задачи, то мы таких не найдем.

При этом в мире синих воротничков постоянное обучение — норма. Я спрашивал в сети парикмахерских учебных центров, сколько среднестатистический стилист учится в течение года. Так вот, минимум два месяца, чтобы не отстать в профессиональном развитии.

Бессмысленная фраза: «Образование — это инвестиции в себя».

— Если это инвестиции, что я получу взамен?
— Ну, ты сможешь когда-нибудь впоследствии…

Это не работает. Обучения впрок не бывает. Рынок труда и рынок образования должны быть двумя сторонами одной медали.

О конкуренции

Сейчас государственное образование вообще не отвечает за результат. У отрасли нет таких KPI. Школа заботится о том, как ребенок сдаст экзамен, или о его безопасности. Если он случайно поранит себя, то многим людям надают по голове. Если же ученик не усвоил интеграл, ничей волосок даже не пошевелится.

Частное образование — это буфер от ошибок государственной системы. Чем быстрее расходятся образование и современность, тем быстрее этот бизнес будет развиваться. Жизнь ускоряется, прогресс ускоряется, а скорость обновления данных в школьных и вузовских учебниках — низкая. Современные школьные учебники слабо отличаются от тех, по которым учился я.

Старое будет вынуждено меняться, чтобы соответствовать изменениям, и в итоге обучение в государственных и частных школах выровняется. Это нормальная практика. Например, частный медицинский бизнес подстегивает развитие государственного. Частные авиаперевозки вынуждают РЖД модернизироваться. Логистические компании трансформируют «Почту России». В телекоме сотовые операторы телефонизировали страну, хотя еще в 2000 году можно было шесть-семь лет стоять в очереди на установку домашнего телефона. С образованием будет примерно та же самая история. Через кризисы, через отрицание, через «а как же разумное, доброе, вечное?» оно перейдет к тому, что станет услугой.

Об онлайн-образовании

Как только образование пытается оцифровать самую неважную компетенцию учителя — говорящую голову, все ломается. В Советском Союзе был телеканал, который показывал учебные фильмы для школьников и студентов. Онлайн-образование? Нет. Функция учителя — работа с мотивацией ученика.

Выключать учителя из системы обучения — это заведомо обрекать ее на поражение. Самообразование — это удел единиц, всем остальным нужна направляющая сила. Сейчас в интернете данных — вагон. Зачем нам онлайн-образование? Набирайте в поисковике все, что хотите, и получайте эти знания. Но это не работает. Человек спрашивает: а с чего мне начать, а что из этого мне нужно, а кому задавать вопросы?

Трансформация образования происходит от старого доброго класса с большими дверями и партами в сторону того, что мы перестаем учить толпу и начинаем учить конкретного человека. Потому что люди все разные.

О практическом знании

Маленькие дети в начальной школе любят учиться и обычно делают это хорошо. Двоечники и троечники — исключение. Но в средней школе практически моментально начинается расслоение. И вовсе не потому, что сильно меняется сложность предметов. Нет. Просто то, чему их учат в началке, — очень практичные и применимые знания. Любой ребенок отлично понимает, зачем ему нужно читать, зачем ему нужно считать, зачем ему нужно писать, зачем ему природоведение. А потом начинаются квадратные уравнения. Подавляющее большинство взрослых не ответят на вопрос, зачем они нужны, а ребенок — тем более. И мозг начинает дисконтировать: «Это бессмысленное знание, которое в меня пихают».

О мотивации

Если мы посмотрим на то, чему учат российские педагогические вузы, то увидим, что за пять лет будущих учителей учат мотивации ноль секунд. Ноль! Наша система не подразумевает, что у ученика есть свобода воли. Ты должен учиться, иначе ремешок в гости к попе придет. Эта прусская система, которую мы 200 лет тщательно холили, себя изжила.

Все зависит от мотивации. Если человек понимает, зачем он учится, никаких проблем нет. Лет двадцать назад меня спрашивали: «Трудно будет научить пенсионеров работать на компьютере в интернете?» Я отвечал: «Как только появится возможность увидеть на расстоянии внука или внучку, на обучение понадобится только пара минут». Так и произошло.

Каждый, кто пытался своих взрослых родителей научить использовать Skype, знают это: «Компьютер? Нет-нет, я слишком стара». Говоришь: «А с внучкой каждый день хочешь разговаривать?» — «А ну-ка покажи, куда нажать? Вот эти три кнопки? Отлично, все, я поняла».

Задача образования — научиться делать ровно то же самое. Чтобы у тебя мозг прямо реально выбирал: очередную серию или урок? И когда он выберет урок, мы выиграли. Потому что мы стали равновесными: пассивное удовольствие, в котором тебе ничего не надо делать, и активное удовольствие, в которое надо вложиться. Или мы придем к этому, или сдохнем как отрасль.

Образование обязано определить настоящую цель каждого человека и оцифровать ее. А потом построить траекторию, которая приведет его к этой цели. Не обязательно быстро, легко, дешево и весело, но приведет.

Фото: Юлия Спиридонова для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Чистый хайп и маркетинг» «Чистый хайп и маркетинг»

Что такое мемкоин и можно ли на нем заработать

РБК
Ноутбуки б/у: как правильно покупать и что проверить? Ноутбуки б/у: как правильно покупать и что проверить?

Решили сэкономить и купить ноутбук с рук? Рассказываем, как и что проверить

CHIP
Как люди хоронят дружбу и отношения в переписках Как люди хоронят дружбу и отношения в переписках

Как цифровой мир лишает нас друг друга

Men Today
Как мы учились дома Как мы учились дома

Мы попросили родителей, чьи дети учатся дома, поделиться опытом

Домашний Очаг
Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль» Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль»

Никита Кологривый: Непрост? Да. С характером? Да. Талантлив? Безусловно

Караван историй
Страшная сказка Страшная сказка

Как воспоминания о собственном детстве могут предотвратить семейную трагедию

СНОБ
«Он как Саудовская Аравия, только человек»: новый сезон «Наследников», семейной саги о бедных детях миллиардеров «Он как Саудовская Аравия, только человек»: новый сезон «Наследников», семейной саги о бедных детях миллиардеров

«Наследники» — прекрасный драматический сериал с обидно низкими рейтингами

Forbes
Портретная фотография: настройки камеры и советы по композиции Портретная фотография: настройки камеры и советы по композиции

Существует множество правил, которые помогут вам снимать отличные портреты

CHIP
Почему не нужно надеяться на лучшее: отрывок из книги Почему не нужно надеяться на лучшее: отрывок из книги

Отрывок из книги Марка Мэнсона «Все хреново: книга о надежде»

Esquire
На цифровой арене На цифровой арене

Как компьютерные видеоигры за 30 лет стали новым видом спорта

Glamour
«Хватит нам врать»: как прошла самая массовая с 2011 года акция протеста в Москве «Хватит нам врать»: как прошла самая массовая с 2011 года акция протеста в Москве

Репортаж Forbes с митинга «Вернем себе право на выборы»

Forbes
«И эта Барби будет представлять истца?». Адвокаты рассказывают, как их судят по костюму «И эта Барби будет представлять истца?». Адвокаты рассказывают, как их судят по костюму

Как дресс-код адвоката влияет на эффективность его работы?

Forbes
Би-би-си узнала о требовании силовиков отключить мобильный интернет во время протестов Би-би-си узнала о требовании силовиков отключить мобильный интернет во время протестов

Мобильный интернет в центре Москвы во время протестов был отключен намеренно

Forbes
Сокровища Урарту Сокровища Урарту

Четыре сокровища древнего Урарту

Вокруг света
Вернуться в большой секс Вернуться в большой секс

Как преодолеть кризис после сексуального воздержания и вернуть удовольствие?

Psychologies
Не быть Харви Вайнштейном: почему фильм о крахе скандального продюсера не говорит о самом главном Не быть Харви Вайнштейном: почему фильм о крахе скандального продюсера не говорит о самом главном

Почему создатели фильма «Быть Харви Вайнштейном» «не докрутили» историю

Forbes
Короче, надо смотреть Короче, надо смотреть

В Калининграде в седьмой раз прошел фестиваль короткометражного кино «Короче»

OK!
Пикник «Афиши» 2019: подробный гид от «п» до «и» Пикник «Афиши» 2019: подробный гид от «п» до «и»

3 августа с 12.00 до 23.00 в «Коломенском» пройдет Пикник «Афиши»

Maxim
На зависть Кардашьян: как сделать суперсексульное белфи На зависть Кардашьян: как сделать суперсексульное белфи

Крутым селфи сегодня никого не удивишь. А как насчет белфи?

Cosmopolitan
«Самая дорогая штука на земле — время». Правила потребления основателя YouDo Дениса Кутергина «Самая дорогая штука на земле — время». Правила потребления основателя YouDo Дениса Кутергина

Основатель сервиса YouDo Денис Кутергин о том, как стал продавцом времени

Forbes
Мама дорогая! Мама дорогая!

Эти женщины – не просто счастливые мамы, но и успешные предприниматели

Cosmopolitan
Король говорит: исследование показало, какой голос нужен для успешной карьеры Король говорит: исследование показало, какой голос нужен для успешной карьеры

Как на общее впечатление и восприятие окружающих влияет наш голос

Forbes
«Я тебя ненавижу»: голос, который всегда со мной «Я тебя ненавижу»: голос, который всегда со мной

Ненависть к себе затягивает все хорошее, что жизнь способна нам предложить

Psychologies
Разводы 2019 Разводы 2019

«Татлер» поздравляет десять пар, разбивших в этом году узы брака

Tatler
Сотрите это немедленно! Сотрите это немедленно!

Что делать с чрезмерно эмоциональным постом?

Лиза
Сумасшедшее погружение: на какой глубине гаджеты выходят из строя Сумасшедшее погружение: на какой глубине гаджеты выходят из строя

С какими гаджетами можно нырять под воду и на какой глубине им настанет конец

Популярная механика
6 известных актеров, снимавшихся пьяными (от Марго Робби до Гари Олдмана) 6 известных актеров, снимавшихся пьяными (от Марго Робби до Гари Олдмана)

Выпил на работе, и это зафиксировала камера

Playboy
Волевая модель Волевая модель

После расставания с Брэдли Купером Ирина Шейк явно не унывает

Grazia
От мечты к цели. Почему мы не доводим дела до конца От мечты к цели. Почему мы не доводим дела до конца

Почему намного важнее правильно расставить приоритеты

Forbes
Пожалуй, лучший камерофон на российском рынке: тест-обзор Honor 20 pro Пожалуй, лучший камерофон на российском рынке: тест-обзор Honor 20 pro

Как ни крути, а с каждым годом рядовых пользователей все труднее удивить

Популярная механика
Открыть в приложении