«Мы, как тараканы, будем плодиться»: как выглядела женская панк-сцена 1990-х
В 1980–1990-е на сцене появились Янка Дягилева, «Чертовы куклы» и «Восьмая Марта». Само появление кричащей женщины с гитарой для постсоветского общества было протестом. Forbes Woman рассказывает, о чем пели женские панк-группы в России, имеют ли они отношение к американским Riot Grrrl, феминизму и борьбе с патриархатом
Женский панк в России стал появляться в конце 1980-х. Музыка молодых панкеток — ироничная, а образы — провокационные: сетчатые колготки, короткие юбки и яркий макияж. По словам музыкального журналиста и сотрудника Института исследований культуры НИУ ВШЭ Артема Рондарева, представительницы российского женского панка бросали вызов патриархальным стандартам того времени уже тем, что существовали.
Тогда же американские девушки-панки объединились в движение Riot Grrrl против навязываемых патриархатом стандартов поведения в ответ на консервативную политику США 1980–1990-х годов. «Мы злы на общество, которое говорит нам, что девушка = глупая, девушка = недостаточно хороша, девушка = слабая… Мы всем сердцем верим, что девчонки обладают той душевной силой, которая может изменить мир, совершить революцию», — говорится в манифесте Riot Grrrl 1991 года.
По словам Елены Здравомысловой, профессора факультета социологии и содиректора программы «Гендерные исследования» Европейского университета, Россия 1990-х также переживала «патриархатный ренессанс». Женщин стали вытеснять из публичной сферы, с позиций, которые они завоевали в советское время. В органах власти и в некоторых сферах занятости женщин становилось меньше, потому что они возвращались к другим социальным ролям — супружеской и материнской. «Было озвучено мнение, что советская власть избыточно мобилизовывала женщин, а сейчас пришло время вернуть их к «естественному предназначению», — объясняет Здравомыслова.
По мнению Рондарева, российские панкетки не вдохновлялись американскими Riot Grrrl. «В начале 1990-х об этом [Riot Grrrl] просто не было никакой информации, не было интернета, да и к концу 1990-х он еще был далеко не у всех. Про это движение никто не знал. Да и про группу L7, которая была организатором знаменитого теперь фестиваля Rock for Choice, в России знали только фанаты группы Nirvana. Тема абортов в 1990-е была актуальна для Штатов, в России тогда на повестке была политическая борьба между «красными» и демократами. Проходили фестивали «Рок за демократию», «Голосуй или проиграешь». Панки в большинстве своем придерживались крылатой фразы: «Чума на оба ваших дома!», — вспоминает журналист Алексей Сочнев, который был частью московской музыкальной тусовки.
Янка Дягилева
Одной из самых влиятельных панкеток начала 1990-х была Янка Дягилева. Она играла панк-рок, сочиняла тексты песен и выступала в группе «Гражданская оборона». Певица не любила общаться с прессой, считая, что все интервью обманчивы, и не вела дневников. «А я сижу книжечку читаю, очень нравится мне это занятие, а разговаривать не нравится. Я мало теперь разговариваю, потому что все какое–то вранье, а если не врать, то всех обижать. Вот я скоро научусь думать, что вранье — оно как будто и не вранье вовсе, а так и надо, и опять начну со всеми разговаривать и шутить», — писала Дягилева своей подруге.