Идите к своим и не бойтесь конкурсов: как креативным агентствам работать за рубежом
За последний год на зарубежные рынки вышло немало российских компаний. Есть ли шанс у игроков креативной индустрии завоевать новую аудиторию и заказчиков, рассказывает Денис Лапшинов — исполнительный креативный директор креативного агентства Slava, которое создавало рекламу для международных компаний с российскими корнями в 2022-м и в 2023 году, помогая им выходить на рынки Европы, Азии и Латинской Америки.
Работать в найме — да, делать бизнес — пока сложно
Креатив чаще всего связан с культурным кодом аудитории. При этом мы видим, что за рубежом работает достаточно много российских креативщиков. Например, Евгений Примаченко раньше работал в российском агентстве «Восход», а сейчас — креативный директор Wieden+Kennedy Amsterdam, а Полина Забродская — креативный директор в британском AMV BBDO. Однако случаев, когда российские агентства закрепились и приобрели хорошую репутацию на каком-то определенном зарубежном рынке, пока не было. Этому есть несколько причин, главная из которых — разница в культурном опыте.
Тем не менее я уверен, что существуют некоторые предпосылки, чтобы в ближайшем будущем у русскоязычных креативных предпринимателей появилась возможность покорить зарубежные рынки.
Что вселяет надежду
Компании выходят на зарубежные рынки, а коммуникационные агентства следуют за ними
Распространенная практика: бренды завоевывают новые рынки, а агентства открывают на этих рынках офисы и помогают клиентам с коммуникациями в новой среде.
Сейчас огромное количество сильных русскоязычных бизнесменов переместило свой фокус внимания и свой предпринимательский талант на глобальный рынок: они создают новые проекты или открывают филиалы в разных странах. Вместе с тем предприниматели сталкиваются с проблемой выбора специалистов, которым можно доверить создание и запуск рекламных кампаний. Хотя у местных агентств есть безусловные преимущества в виде знания рынка и понимания контекста, многие делают выбор в пользу российских агентств, услугами которых они уже пользовались, — со «старыми» подрядчиками работать проще, можно не сомневаться в их добросовестности и экспертности.
Если агентства пойдут за своими клиентами и будут работать на новых рынках, может получиться сильная связка «компания – агентство». Например, Nike и агентство W+K, которые 40 лет назад запустили легендарную рекламную кампанию Just Do It, до сих пор сотрудничают, а Levis на протяжение 28 лет работала с агентством BBH, которое разработало самые запоминающиеся из их рекламных кампаний. Еще один яркий пример — локальное шведское агентство F&B, которое помогло бренду Volvo Trucks выйти на мировой рынок и придумало вирусный ролик с актером Жан-Клодом Ван Даммом.
Тренд на локальность уступает место глобальным концепциям
Лет 10–15 назад ощущался большой тренд на глобальность: люди предпочитали продукцию всемирно известных брендов, киностудий, музыкальных лейблов. Затем маятник качнулся в сторону аутентичности: массовый зритель узнал о корейском и датском кино, а бренды начали адаптировать глобальные рекламные кампании под локальный рынок. В последнее время глобальность снова начинает звучать свежо. Фундаментальные вещи, резонирующие внутри каждого человека, независимо от культурного кода, снова становятся серьезным преимуществом в коммуникации. А доступ к таким концепциям есть у любого креативщика вне зависимости от национальности — было бы стремление и талант их раскопать.