Как диснеевские принцессы влияют на психику детей: 4 мультфильма глазами психологов
Многие из нас в детстве смотрели диснеевские мультфильмы и мечтали вырасти принцессами, чтобы был замок, придворные и прекрасный принц. Тогда мы и не догадывались, что сможем унести во взрослую жизнь скорее не блага сказочных девушек, а их проблемы с психикой. Какие именно? И от чего зависит то, какое влияние окажет на ребенка мультфильм?
1Белль
«Как мы помним, принц был заключен в тело чудовища за свое равнодушие, нарциссизм и эгоизм. Вернуть себе человеческий облик он мог, только полюбив кого-то и заставив этого кого-то полюбить себя. Но человек может отвечать только за свои собственные чувства, чувства других — вне зоны его ответственности. При этом половина ответственности за перерождение героя ложится на женщину: она должна полюбить его, чтобы спасти, пожертвовать собой, потерять себя ради цели другого человека. Тут можно провести параллель с женами алкоголиков и наркоманов, бесконечно и безрезультатно спасающих своих «чудовищ», — подчеркивает Мария Макухина, клинический психолог детской клиники «Фэнтези».
Чтобы заставить Белль влюбиться в себя, Чудовище использует манипулятивные, «пикаперские» техники. Результат — признаки стокгольмского синдрома у Белль, которая попадает в абьюзивные созависимые отношения с социопатом, равнодушным к желаниям других людей».
2Ариэль
«В мультфильме «Русалочка» материнская фигура отсутствует. Ариэль воспитывает властный жесткий маскулинный отец, который распоряжается жизнью дочери и у которого нет с ней контакта: он запрещает ей подниматься на поверхность моря, но не дает себе труда донести до Ариэль, чем вызван этот запрет, — продолжает эксперт.
У русалочки есть мечты, интересы, цели и устремления, она может играть в своей жизни активную роль, а не просто ждать, когда кто-то придет и изменит ее жизнь, как Золушка или Белоснежка. Но она тоже оказывается в роли спасателя мужчины — запутавшегося, околдованного — и ради этого даже готова отказаться от своей идентичности, изменить свою сущность.