Двуличность
Делать разные зоны покрышки разными по жёсткости – технология не новая. На гоночной резине она появилась в конце ХХ века, на гражданской – в начале XXI. В теории всё выглядит довольно просто: чем сильнее наклонён мотоцикл, тем более мягкая резина соприкасается с асфальтом, обеспечивая отличные сцепные свойства. А при езде по прямой работает жёсткий компаунд, что увеличивает срок службы.
На практике всё оказалось немного сложнее. Как сделать так, чтобы материал шины становился эластичнее по мере удаления от центра покрышки? Градиентом, с плавным изменением жёсткости, не получится. Можно только положить резиновую смесь кольцами. Как правило, таких колец три – одно посередине и два по краям справа и слева. Между кольцами есть чёткая граница.
Эту границу можно увидеть, ведь сама резина будет немного отличаться внешне, а можно нащупать, ведь у слоёв разная жёсткость. Но самое неприятное в том, что эту границу можно ощутить на ходу, и чувство это вам может не понравится.
Представьте ситуацию: вы заходите в ходовой ровный поворот, хорошо наклоняете мотоцикл вплоть до чиркания водительской подножкой, вам даже пришлось немного сместиться по седлу внутрь поворота и наклонить туда же корпус, чтобы вслед за чирканием подножки не начали чертить асфальт трубы выхлопа. Мотоцикл стоит на траектории, как эскадренный миноносец на курсе, вы ровно пишете дугу и уже видите выход из поворота. Плавно, но уверенно открываете газ и начинаете распрямлять мотоцикл. И тут – в момент перехода с мягкого спортивного компаунда боковины на твёрдую туристическую смесь центра покрышки она резко срывается в пробуксовку. Неожиданность, правда? А это просто обратная сторона медали двухкомпонентного состава…
Никто из производителей двухкомпонентной резины, расписывая волшебные потребительские качества своих колёс, не упоминал про эту особенность, способную напугать до смерти малоопытного мотоциклиста. А напрасно. Ситуация эта встречается регулярно. Другое дело, что такой срыв колеса в пробуксовку не очень опасен, ведь мотоцикл уже практически распрямлён, и до лоусайда ситуация доходит редко, но неожиданность, с которой теряется зацеп, обескураживает.
Пожалуй, первой компанией, которая увидела эту проблему и начала с ней как‑то бороться, стала Metzeler. И было это не на спортивных шинах для быстрых мотоциклов, а на модели Cruisetec для чопперов, туреров и круизеров. Там они сделали ширину твёрдой зоны по центру задней покрышки меньше, чем диаметр пятна контакта резины с асфальтом. То есть даже на прямо едущем мотоцикле по обоим краям пятна контакта есть зоны мягкой резины, а при наклоне соотношение площадей твёрдая / мягкая плавно растёт вплоть до 100 % мягкой в поворотах. И зайцы сыты, и волки целы.
Следующим большим вопросом является состав резиновой смеси. Раньше при вулканизации резины применяли углерод (простым языком – сажу), что и обуславливало чёрный цвет покрышек. При высокой температуре такие шины становятся эластичными и мягкими, хорошо цепляются за асфальт. До сих пор гоночную резину делают с добавлением углерода, только называют в рекламных проспектах его маркетингово-правильно «Full carbon black».