Почему при динамике роста положение АвтоВАЗа остается шатким?

МонокльАвто

«Лада»: разгон с риском заноса

АвтоВАЗ отчитался о существенном росте производства и рекордных показателях за последние десять лет. Однако снижение доли рынка ведущего российского автопроизводителя и недостаточно быстрое обновление модельного ряда вызывают тревогу

Алексей Грамматчиков

Главная новинка АвтоВАЗа – модель Lada Iskra (на фото) будет запущена в производство в марте текущего года, а первые машины доедут до покупателя в июне. Петр Ковалев/ТАСС

АвтоВАЗ закончил ушедший год с красивой цифрой: 525 525 выпущенных автомобилей Lada — на 40% больше, чем в 2023 году, и рекордный показатель за последние десять лет. Об этом на официальной пресс-конференции заявил президент компании Максим Соколов. «Это был год, когда наша команда окрепла, мы смогли восстановить производство нашего модельного ряда, начали его обновлять», — заявил топ-менеджер.

Высокие показатели тольяттинского предприятия в 2024 году стали продолжением восходящего тренда 2023 года. Ранее выпуск автомобилей на АвтоВАЗе рухнул почти вдвое — с 391 тыс. единиц в 2021 году до 208 тыс. в 2022-м. Но затем компания смогла нарастить производство и в прошлом году, сохранив разгонную динамику, уверенно прошла полумиллионную отметку (см. график 1). Впрочем, с конвейера АвтоВАЗа и в 2014, 2017 и 2018 годах сходило более полумиллиона автомобилей, но с учетом выпуска машин других брендов (Renault, Nissan, Datsun), а сейчас рекорд принадлежит исключительно марке Lada.

Сразу после начала СВО ведущий российский автопроизводитель оказался в сложном положении. Попав в санкционные списки, АвтоВАЗ в одночасье лишился поставок компонентов из недружественных стран. На пресс-конференции был продемонстрирован слайд, согласно которому в мае 2022 года даже у такой массовой отечественной модели, как Lada Granta, было почти 20% импортных деталей. Зависимость марки Lada Vesta от зарубежных комплектующих составляла 25%, Lada Largus — почти 50%.

Но за два года АвтоВАЗ сумел найти альтернативных поставщиков, в основном китайских и российских. Руководство утверждает, что уровень локализации автомобилей Lada сейчас в среднем составляет 95%. «Мы достигли технологического суверенитета. Даже если нажмут кнопку отключения зарубежных поставок, завод сможет по-прежнему производить автомобили», — заявил Максим Соколов.

При этом эксперты признают, что с изменением схем поставок качество выпускаемых в Тольятти машин не снизилось. Да, у наблюдателей и клиентов иногда возникают претензии к работе новых машин, но сбои не носят массового характера и обычно оперативно устраняются производителем или официальными дилерами.

Три главные модели

Но даже при такой динамике роста положение АвтоВАЗа можно назвать шатким. Основная проблема предприятия заключается в том, что ему приходится осваивать рынок с помощью ограниченного модельного ряда. Потребителю, по сути, предлагаются всего три модели Lada. И это очень мало: например, китайские бренды для освоения российского рынка обычно формируют линейку из 10–15 моделей.

Самая массовая из представленных сейчас на рынке машин Lada — устаревшая Granta, которая по итогам прошлого года разошлась тиражом 205,6 тыс. экземпляров, привлекая покупателей прежде всего доступной ценой. Вторая модель, Lada Vesta, уже более современная и вместительная, но и более дорогая; ее продажи составили 123,4 тыс. Третьим наиболее востребованным продуктом компании стали машины семейства Niva, их в 2024 году купили 100,8 тыс. Половина из этого числа (49,5 тыс.) — модель Niva Legend, которая выпускается без принципиальных изменений вот уже полвека. Вторая половина (51,3 тыс.) — Niva Travel, тоже весьма немолодое наследие былого сотрудничества с американской General Motors: машина представляет собой перелицованную копию автомобиля Chevrolet Niva, выведенного на рынок 23 года назад. В арсенале тольяттинского завода есть еще компактвэн Lada Largus, запущенный в производство в 2012 году при участии концерна Renault. Но продажи этой модели пока погоды не делают: в прошлом году было раскуплено всего 22,2 тыс. штук.

В итоге АвтоВАЗ сумел в 2024 году занять 27% отечественного автомобильного рынка. В разрезе последнего десятилетия это неплохой результат: например, в 2013-м и 2014-м компания удерживала только 16% рынка. Но все же доля предприятия впервые за последние годы снизилась (см. график 2). На пресс-конференции руководство компании объяснило такое сокращение бурным ростом российского рынка, которое оказалось неожиданным для волжского предприятия.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Проклятье малой серии Проклятье малой серии

Как российскому автопрому нарастить производство?

Монокль
Зачем вам секс? Зачем вам секс?

16 основных мотивов для секса

Men Today
Правила безопасности для сердца Правила безопасности для сердца

Что повышает риск развития хронической сердечной недостаточности

Здоровье
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Жизнь как путешествие со своим домом Жизнь как путешествие со своим домом

Как предприниматель перепридумал, что такое коттедж

Монокль
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время» Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время»

Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней

Караван историй
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Две недели в середине лета: история о любви, абьюзе и смерти Две недели в середине лета: история о любви, абьюзе и смерти

Трогательный рассказ о насилии и любви, жизни и смерти

Psychologies
Прогулка по Казани Прогулка по Казани

«Третья столица» – одно из популярных направлений для короткого путешествия

Лиза
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
Вокруг саммита Вокруг саммита

Насколько Потсдамская конференция была масштабным и важным мероприятием?

Дилетант
Кто разбурит ТРИЗы? Кто разбурит ТРИЗы?

Запрет США на работу их нефтесервиса в России не будет иметь последствий

Монокль
Абузусная головная боль: симптомы, причины и методы лечения Абузусная головная боль: симптомы, причины и методы лечения

Может ли головная боль стать сильнее, если пытаться её уменьшить?

ТехИнсайдер
Режим признан нелетным Режим признан нелетным

Почему закрываются ЭПР по тестированию дронов в регионах России

Ведомости
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях

Настоящие шекспировские страсти в теориях заговора вокруг литераторов

Правила жизни
Целибат сведет в могилу: почему не заниматься сексом смертельно опасно Целибат сведет в могилу: почему не заниматься сексом смертельно опасно

Наука в очередной раз доказала, что секс — это лучшее лекарство

Maxim
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Поверить в большее Поверить в большее

Гранд-тур на внедорожнике Exeed VX

Автопилот
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает

Сценарист Анна Козлова об «Аутсорсе», жести и своём 1996-м

Ведомости
Зачем играть в игры? Зачем играть в игры?

Почему людям нравится играть, и какая от этого польза?

Здоровье
Классицизм и котлеты Классицизм и котлеты

Торжок, где творил русский Леонардо да Винчи

Weekend
Открыть в приложении