«Лада»: разгон с риском заноса
АвтоВАЗ отчитался о существенном росте производства и рекордных показателях за последние десять лет. Однако снижение доли рынка ведущего российского автопроизводителя и недостаточно быстрое обновление модельного ряда вызывают тревогу
АвтоВАЗ закончил ушедший год с красивой цифрой: 525 525 выпущенных автомобилей Lada — на 40% больше, чем в 2023 году, и рекордный показатель за последние десять лет. Об этом на официальной пресс-конференции заявил президент компании Максим Соколов. «Это был год, когда наша команда окрепла, мы смогли восстановить производство нашего модельного ряда, начали его обновлять», — заявил топ-менеджер.
Высокие показатели тольяттинского предприятия в 2024 году стали продолжением восходящего тренда 2023 года. Ранее выпуск автомобилей на АвтоВАЗе рухнул почти вдвое — с 391 тыс. единиц в 2021 году до 208 тыс. в 2022-м. Но затем компания смогла нарастить производство и в прошлом году, сохранив разгонную динамику, уверенно прошла полумиллионную отметку (см. график 1). Впрочем, с конвейера АвтоВАЗа и в 2014, 2017 и 2018 годах сходило более полумиллиона автомобилей, но с учетом выпуска машин других брендов (Renault, Nissan, Datsun), а сейчас рекорд принадлежит исключительно марке Lada.
Сразу после начала СВО ведущий российский автопроизводитель оказался в сложном положении. Попав в санкционные списки, АвтоВАЗ в одночасье лишился поставок компонентов из недружественных стран. На пресс-конференции был продемонстрирован слайд, согласно которому в мае 2022 года даже у такой массовой отечественной модели, как Lada Granta, было почти 20% импортных деталей. Зависимость марки Lada Vesta от зарубежных комплектующих составляла 25%, Lada Largus — почти 50%.
Но за два года АвтоВАЗ сумел найти альтернативных поставщиков, в основном китайских и российских. Руководство утверждает, что уровень локализации автомобилей Lada сейчас в среднем составляет 95%. «Мы достигли технологического суверенитета. Даже если нажмут кнопку отключения зарубежных поставок, завод сможет по-прежнему производить автомобили», — заявил Максим Соколов.
При этом эксперты признают, что с изменением схем поставок качество выпускаемых в Тольятти машин не снизилось. Да, у наблюдателей и клиентов иногда возникают претензии к работе новых машин, но сбои не носят массового характера и обычно оперативно устраняются производителем или официальными дилерами.
Три главные модели
Но даже при такой динамике роста положение АвтоВАЗа можно назвать шатким. Основная проблема предприятия заключается в том, что ему приходится осваивать рынок с помощью ограниченного модельного ряда. Потребителю, по сути, предлагаются всего три модели Lada. И это очень мало: например, китайские бренды для освоения российского рынка обычно формируют линейку из 10–15 моделей.
Самая массовая из представленных сейчас на рынке машин Lada — устаревшая Granta, которая по итогам прошлого года разошлась тиражом 205,6 тыс. экземпляров, привлекая покупателей прежде всего доступной ценой. Вторая модель, Lada Vesta, уже более современная и вместительная, но и более дорогая; ее продажи составили 123,4 тыс. Третьим наиболее востребованным продуктом компании стали машины семейства Niva, их в 2024 году купили 100,8 тыс. Половина из этого числа (49,5 тыс.) — модель Niva Legend, которая выпускается без принципиальных изменений вот уже полвека. Вторая половина (51,3 тыс.) — Niva Travel, тоже весьма немолодое наследие былого сотрудничества с американской General Motors: машина представляет собой перелицованную копию автомобиля Chevrolet Niva, выведенного на рынок 23 года назад. В арсенале тольяттинского завода есть еще компактвэн Lada Largus, запущенный в производство в 2012 году при участии концерна Renault. Но продажи этой модели пока погоды не делают: в прошлом году было раскуплено всего 22,2 тыс. штук.
В итоге АвтоВАЗ сумел в 2024 году занять 27% отечественного автомобильного рынка. В разрезе последнего десятилетия это неплохой результат: например, в 2013-м и 2014-м компания удерживала только 16% рынка. Но все же доля предприятия впервые за последние годы снизилась (см. график 2). На пресс-конференции руководство компании объяснило такое сокращение бурным ростом российского рынка, которое оказалось неожиданным для волжского предприятия.