Мощный тайфун или легкий бриз? Может ли «дело Соколова» утащить на дно ректора СПбГУ
Одним из последствий уголовного дела в отношении историка-реконструктора Соколова стало требование отставки ректора СПбГУ Николая Кропачева. Его полномочия истекают через месяц, и в отставке могут быть заинтересованы немало влиятельных недоброжелателей Кропачева, которых он наживал в последние годы одного за другим
Когда профессор Олег Соколов упал в Мойку со своим злосчастным рюкзаком, по воде пошли большие круги. Петиция на change.org, созданная сторонником Навального и разработчиком приложений Александром Литреевым, призвала к увольнению ректора СПбГУ Николая Кропачева, а также директора Института истории Абдуллы Даудова, первого проректора Елены Черновой и заместителя ректора по безопасности Елены Шарыгиной.
Олег Соколов не впервые был замечен в агрессивном поведении и даже жестокости по отношению к студентам, да и в целом на истфаке, как выясняется, все было совсем не благополучно, но, как говорится в петиции, все заявления и обращения, в том числе на имя ректора, игнорировались. Поэтому возмущение здесь совершенно понятно, и спорить с ним не получается. Наверняка окоротить профессора, несмотря на все его заслуги, при желании было возможно.
Впрочем, о Соколове уже сказано очень многое, а вот станет ли его злодеяние поводом для отставки ректора — это вопрос непраздный. Петиция, между прочим, набрала за считаные дни почти 80 тысяч подписей, ее судьбу активно отслеживают многие СМИ. Кроме того, к кампании подключились оппозиционные депутаты петербургского Законодательного собрания — депутат Максим Резник прямо с трибуны парламента призвал к отставке Николая Кропачева, а также подготовил проект поправок о возвращении выборности ректоров в СПбГУ и МГУ, поддержанный членами фракций КПРФ и «Справедливая Россия». В ток-шоу «Прямой эфир» на телеканале «Россия 1» участники, обсуждая дело Олега Соколова, также перешли к требованиям увольнения ректора, а про Telegram-каналы и говорить нечего, там отставка обсуждается уже неделю.
Максим Резник, положим, старый недруг Николая Кропачева, последовательно требовавший его отставки всякий раз, когда университет сотрясали очередные реформы и сокращения.
Но вообще так получилось, что ректор за долгие годы нажил себе не так уж мало недоброжелателей и кроме депутата Резника. Еще в 2005 году Кропачев, будучи председателем Уставного суда Петербурга (это кресло он занимал одновременно с креслом декана юрфака СПбГУ), принял решение о несоответствии Уставу существования канцелярии губернатора города и признал подлежащими отмене выпущенные канцелярией правовые акты — с запросом обратился студент юрфака, так что иллюзий ни у кого не было. Канцелярией руководил ближайший соратник Валентины Матвиенко Виктор Лобко, который таким образом признавался руководителем нелегитимного органа. В ходе последовавшего грандиозного скандала орган пришлось пересоздавать