Как уроженец Одессы зарабатывает миллиарды на одежде «для интровертов»
Дмитрий Чупаха основал онлайн-магазин одежды Butik.ru еще в конце 90-х. За двадцать лет проект вырос в компанию с оборотом 3 млрд рублей в год. Зачем Чупаха арендует тысячи квадратных метров в традиционных торговых центрах и как конкурирует с Wildberries и Lamoda?
Карьеру владелец одного из крупнейших интернет-магазинов России Butik.ru Дмитрий Чупаха начинал на одесском рынке: торговал продуктами и одеждой. В 2018 году продажа одежды — уже не на рынке, а в онлайне — принесла ему 3 млрд рублей выручки и 1 млрд рублей валовой прибыли. Чтобы сохранить бизнес, Чупахе пришлось пережить «наезды» бандитов, побороть страх россиян перед покупками в интернете и продать квартиру в Москве, а конкуренция с гигантами Wildberries и Lamoda заставила его пересмотреть бизнес-модель. Поможет ли это Butik.ru сохранить позиции на одном из самых конкурентных рынков России?
Рынок, «крыша», классный кризис
46-летний Дмитрий Чупаха родился в Одессе, отучился в местной школе и отправился в Москву — мечтал учиться на химика. Поступил в Московский институт тонких химических технологий (МИТХТ), но через год ушел — «стало скучно». Вернулся на родину и поступил на инженера-механика в Одесскую академию пищевой промышленности.
Во время перестройки студент подрабатывал продавцом на местном рынке. Заработка — около $1000 в месяц — хватало на еду и поездки в Москву к друзьям и возлюбленной. Но не все шло гладко: рынок «крышевали» бандиты. «Стоишь, продаешь. Вот перед тобой нарисовывается пара шкафов в костюмах Adidas. «Сколько?» — спрашиваю. И отдаю», — рассказывает предприниматель. «Крыша», по его словам, решала конфликты, за которые не бралась полиция.
Закончив учебу, Чупаха снова поехал в Москву, «за возможностями». Денег на аренду квартиры не было, и он поселился в общежитии уже знакомого МИТХТ, договорившись с охраной. Устроился продавцом на продуктовом рынке в Новокосино, а в свободное от основной работы время проворачивал «сомнительные схемы». Например, сдавал в аренду актовый зал в общежитии в обмен на охрану корпуса. «Нанял за какие-то гроши мужиков из Подольска, купил им камуфляжную форму, палки резиновые, посадил рядом с вахтером, а зал отдал под склад коммерсантам. Одно время там хранились партии шоколадных яиц — правда, их все крысы погрызли», — вспоминает Чупаха. Затея приносила ему до $400-500 дополнительного дохода в месяц.
Через год предприниматель устроился на «нормальную» работу — торговым представителем компании Bijoux, которая продавала французскую полудрагоценную бижутерию. Среди клиентов был магазин кожгалантереи от турецкой фабрики Petek. Его владельцы расширяли ассортимент и решили продавать еще и бижутерию. В 1997-м они переманили Чупаху из Bijoux — отвечать за сбыт украшений.
Год спустя из-за кризиса рынок дорогой бижутерии схлопнулся. Штат Petek сократили в четыре раза, но опытного Чупаху перевели на новую должность — развивать оптовые продажи кожгалантерии: кошельков, ключниц, визитниц, обложек для паспорта, портфелей. «Это был классный кризис. За полгода рынок опустился на дно, а потом оттолкнулся и очень быстро пошел вверх», — вспоминает Чупаха. По его словам, объемы продаж кожгалантереи вскоре обогнали докризисные показатели.
Пионер онлайна
В 1999 году друг предпринимателя (его имя Чупаха не раскрывает) предложил ему вместе сделать интернет-магазин кожгалантереи. «Я даже не знал, что такое интернет. Как вообще эта штука работает. Интернет-магазин вообще казался чем-то фантастическим», — с улыбкой вспоминает Чупаха.
Друг брал на себя операционные процессы. Чупахе только оставалось договориться с работодателем о поставке товара, поэтому он согласился на эксперимент. Руководство Petek не воспринимало онлайн-торговлю всерьез, поэтому не возражало. Чупаха зарегистрировал на свое имя домен и забирал себе прибыль — дополнительную наценку в 100% к розничной цене работодателя.
Торговля шла вяло, работа с курьерами и заказами отнимала много времени. Друг Чупахи разочаровался в интернет-бизнесе и через несколько месяцев продал ему свою долю (сумму предприниматель не помнит). Тогда же Чупахе пришлось нанять первого сотрудника, который взял на себя обязанности бывшего партнера.
Кроме Petek, они начали продавать товары другого турецкого производителя кожгалантереи Neri Karra. Чупаха даже зарегистрировал одноименный домен, из-за чего разгорелся скандал с владельцами марки. По словам предпринимателя, руководство его защитило, но попросило закрыть оба интернет-магазина. Однако Чупаха отказался только от сайта Neri Karra. Несмотря на то, что прибыль от продажи кожгалантереи в онлайне не превышала 5% доходов Petek, предприниматель решил не уступать: «Пусть это что-то микроскопическое, но свое». В конце 1999 года он уволился из Petek.
Халява кончилась
Перед уходом Чупаха договорился с Petek, что магазин продолжит отгружать ему товары для продажи онлайн. Чтобы было, где держать запасы, предприниматель арендовал каморку на Коровинском шоссе, куда помещались два стола. Впрочем, первый год Чупаха появлялся там редко — он наладил операционную работу магазина и отправился тратить накопления, путешествуя по миру.
Но запасы быстро закончились, и предприниматель снова втянулся в работу. Начал с главной проблемы — качества доставки. «Внешние» курьеры не раз подводили: путали заказы или приезжали нетрезвыми. Тогда Чупаха нанял специалистов по доставке в штат, но и их оказалось непросто приучить к дисциплине. Однажды, например, бригада из пяти курьеров напилась и отказалась развозить товар. Пришлось выкручиваться — брать машину и ездить по адресам самому.