Татьяна Дроздова: Найти смысл старости в нашем мире молодости и успеха — нетривиальная задача
Татьяна Дроздова, создатель ежегодного фестиваля «Young Old: новые старшие», рассказывает, что нужно делать, чтобы быть подготовленными к будущему «обществу долголетия», и в чем преимущества людей старшего возраста в работе, бизнесе, сообществах и семье.
По данным Росстата за 2018 год, в нашей стране больше 37 миллионов человек, то есть более четверти населения, старше трудоспособного возраста. Безусловно, это победа современной медицины, но увеличение количества пожилых людей часто рассматривают, скорее, как проблему для общества, а старших — как балласт, несмотря на то что статистика по сути радостная: жить-то мы стали дольше. Такой взгляд — типичный элемент эйджистской риторики, которой пронизаны современные медиа, — риторики, в которой активность, продуктивность, успех, счастье — это атрибуты исключительно молодости.
В современном обществе мы имеем значение, только если делаем в него какой-то видимый вклад, реальный или иллюзорный: только если присутствуем в информационном поле, зарабатываем деньги, рожаем детей, мозолим глаза и делимся успехами в социальных сетях. Какой вклад могут делать люди старшего поколения, если их опыт неактуален в эпоху гугла, доходы низкие, а взгляд на мир, кажется, недостаточно гибкий? Поэтому кажется, что найти смысл старости в нашем мире молодости и успеха — не такая уж тривиальная задача.
При этом мы неизбежно движемся к «обществу долголетия», и очевидно, что нужно сконцентрироваться на его возможностях, а не продолжать тревожное нытье на тему наступающей старости. Пора смотреть на старших не как на балласт, а как на ресурс — для экономики, культуры, общества. И не только нам, но и самим старшим.
Как ответ на этот вызов и появился наш проект «Young Old: новые старшие». Раз в год в Москве мы проводим большой фестиваль, где собираем 15 000 старших горожан и их близких, а в течение всего года наша команда ведет исследовательскую и проектную работу. Мы считаем важным найти пути интеграции старших в экономику, культуру и социальную жизнь.
Старшие сотрудники
Один из самых очевидных недооцененных ресурсов старших — это их потенциал для рынка труда. Исследования показывают, что эйджизм начинает разрушительно действовать на карьеру уже в 40–45 лет. После этого рубежа сотрудник может столкнуться с отказом в карьерном росте и обучении, попадая в «ловушку-22»: работодатель не готов вкладываться в его развитие, но при этом предъявляет ему претензии по поводу недостатка актуальных навыков.