«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок
Российская компания «Герофарм» увеличивает выпуск аналогов западных препаратов, а также новых лекарств собственной разработки. Ее ближайшая цель — стать первым в мире производителем всех известных видов инсулинов

Компания «Герофарм» занимает первое место в стране по продажам инсулина в упаковках и второе место по объему продаж в денежном выражении. Компания экспортирует инсулин в 14 стран мира и планирует дальнейшую международную экспансию. К настоящему времени «Герофарм» заместил практически все виды инсулинов от иностранных производителей и сейчас разрабатывает не имеющий аналогов в мире инновационный инсулин с недельным действием — это прорывная технология, позволяющая пациентам с сахарным диабетом делать инъекцию всего раз в неделю.
Основанная в 2001 году выпускником СпбГУ и Йельского университета Петром Родионовым петербургская компания «Герофарм» начинала свой бизнес с оборота в 150 тыс. рублей. С командой единомышленников Петр Родионов по договору с Военно-медицинской академией начал разрабатывать, а потом и производить препарат для восстановления функций центральной нервной системы «Кортексин» и средство для регенерации сетчатки глаза «Ретиналамин». В 2003 году совместно с ОАО «Национальные биотехнологии» (созданное еще в 1998 году совместное предприятие Минздрава и «Газпрома») «Герофарм» наладил выпуск первого в стране генно-инженерного инсулина человека (на основе ДНК людей, а не животных) — ринсулина — по принципу полного цикла. Благодаря этим контрактам «Герофарм» к 2008 году довел свой оборот до 1 млрд рублей. А уже в 2013-м компания первой в России начала масштабный выпуск инсулина по полному циклу на своей первой производственной площадке в Оболенске.
Сейчас в активе компании, штат которой составляет свыше 1700 человек, — собственный завод в Оболенске и завод в Пушкине (Санкт-Петербург, построен в 2017 году), где выпускается 35 видов фармпрепаратов в области эндокринологии (из них 14 видов инсулинов), неврологии, офтальмологии, гинекологии, урологии и орфанных заболеваний. А также свой R&D-центр, где разрабатывают еще около полутора десятков фармпрепаратов. Выручка компании в прошлом году составила 19,1 млрд рублей, это более чем на 40% превышает показатель позапрошлого года (12,9 млрд рублей).
Российский рынок инсулинов емкостью около 30 млрд рублей «Герофарм» делит (имея долю в 27% в денежном выражении) в основном с локализованными в России французской Sanofi, датской Novo Nordisk и российскими «Фармстандартом» и «Медсинтезом» (всего же в стране свыше десятка производителей инсулинов). От последних двух производителей инсулинов из топ-5 «Герофарм» выгодно отличается тем, что делает субстанции для препаратов самостоятельно внутри страны.
В прошлом году часть выручки компании обеспечил препарат от ожирения «Семавик» (семаглутид) — его производство «Герофарм» наладил в 2023 году взамен популярного в мире препарата «Оземпик», который его оригинатор Novo Nordisk вывел с российского рынка. «Герофарм» тогда получил от правительства принудительную лицензию на семаглутид (выдается в случае отсутствия на рынке замены выводимому с рынка препарату) и стал продавать свой препарат на 26% дешевле оригинала. А с прошлого года «Герофарм» развернул кампанию по принудительному отзыву лицензий у иностранных фармпроизводителей через суд, считая, что они продают в России препараты от редких болезней в недостаточных объемах и по неприемлемым ценам. Под прицел кампании попали препараты для лечения мышечной дистрофии аталурен и рисдиплам от компаний PTC Therapeutics и Roche соответственно. А также препараты от гепатита С велпатасвир и софосбувир компании Gilead и гразопревир от компании Merck и еще ряд лекарств от редких и социально значимых заболеваний. Сейчас «Герофарм» также судится с американской Eli Lilly по поводу выдачи принудительной лицензии на препарат от ожирения «Мунджаро», аналог которого «Герофарм» две недели назад уже начал продавать. При этом основатель и генеральный директор «Герофарма» Петр Родионов уверен в своей правоте, полагая, что его компания может заместить все аналогичные препараты хоть завтра, чтобы сделать их доступнее для пациентов.
О том, как вырос один из флагманов импортозамещения и как российские компании могут бороться за внутренний рынок, мы беседуем с Петром Родионовым, которого на рынке знают как очень рискового предпринимателя.
— Петр Петрович, расскажите, как вы отважились выйти с собственной разработкой на рынок инсулинов? Что представляла собой компания тогда, в 2013 году, и на какие показатели оборота и выручки вы вышли по итогам прошлого года?
— Периодически задумываюсь, как я мог на это решиться. Но и тогда и сейчас ответ у меня один: надо быть фаталистически оптимистичным, то есть быть полностью уверенным, что все получится. Когда мы с командой принимали это решение, мы понимали, что выходим на рынок, полностью поделенный между тремя мировыми компаниями. Это французская Sanofi, датская Novo Nordisk и американская Eli Lilly.
Кроме того, скептически были настроены и наши врачи, и сообщества пациентов, говорившие всюду, что невозможно создать в России свой инсулин. Но потом выяснилось, что такие мысли им внушали те самые западные компании: якобы нельзя сделать в России качественные инсулины, эффективно помогающие при диабете, и очень опасно так экспериментировать. Да и знакомые мне говорили: «Зачем? До тебя люди уже пытались делать инсулин, и ни у кого не получилось, только скандалы были».
Но мы все же решили создать надежную технологию производства инсулина, и сразу по полному циклу — от синтеза белковой субстанции инсулина до его готовой формы. В результате в 2013 году мы открыли свой первый завод в Оболенске, а в 2018-м — завод по производству субстанций для всех видов инсулинов в Пушкине Санкт-Петербурга. За прошедшее время наша доля на рынке инсулинов России достигла 27 процентов, это второе место после компании Sanofi в рублях и первое — в упаковках. Но думаю, в этом году мы опередим и их.

— К этому есть предпосылки? И почему вообще инсулинов надо так много видов — сразу четырнадцать?
— Предпосылки есть, поскольку мы стремимся максимально удовлетворить существующий спрос по всей линейке препаратов для лечения диабета. Чтобы избежать необходимой перестройки пациентов на лекарственные средства с другими характеристиками действия и особенностями применения, мы разработали собственные аналоги практически всех существующих видов инсулина. Именно за счет предложения целого спектра аналогов мы завоевали свою долю рынка. В прошлом году мы зарегистрировали последний из представленных иностранцами в России инсулин короткого действия (предназначен для контроля уровня сахара после приема пищи, инсулин длительного действия обеспечивают стабильный контроль сахара в течение суток. — «Монокль»).
Годом ранее, в 2023-м, мы вывели на рынок ультракороткий инсулин «РинФаст Ник» — биоаналог препарата «Фиасп» от Novo Nordisk. В начале этого года мы также зарегистрировали сверхбыстрый инсулин «РинЛиз Рапид», это биоаналог оригинального препарата «Люмжев» компании Eli Lilly, который в Россию официально прежде и не поставляли вовсе. Уже сейчас наш инсулин доступен пациентам. Одним из ключевых преимуществ нового сверхбыстрого инсулина является возможность его введения непосредственно перед приемом пищи или в течение 20 минут после, что значительно упрощает жизнь пациентов и позволяет им более гибко планировать свой рацион. Теперь в портфеле «Герофарма» есть полная линейка «коротких» и «ультракоротких» инсулинов, представленных в России.
Нам осталось закрыть еще две позиции по инсулинам сверхдлительного действия, но на них пока действует лицензия других производителей (это инсулины «Деглудек»). Но когда мы зарегистрируем их в 2026 году, мы станем первой компанией в мире, которая производит линейку аналогов всех существующих видов инсулинов.