Словарь электротехники
Российский рынок получает все больше новых электромобилей. И все чаще на слуху связанная с ними особенная терминология. Объясняем ключевые понятия несложным языком
EV
Electric Vehicle. Точнее BEV — Battery Electric Vehicle. Собственно электромобиль. Допустимо говорить “электрокар”, хотя изначально это название примитивной грузовой тележки. Классические EV обходятся без двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и работают только на электроэнергии из бортового источника. Бывают всякого рода: гоночные болиды, премиальные флагманы, строительные тяжеловозы и прочие. Кстати, троллейбусы вычеркиваем, они непрерывно питаются от сети — другой формат.
Тяговая батарея
Главный накопитель электричества для езды. Основная функция такой батареи — подавать стабильный ток. Собрана из массы ячеек. У большинства нынешних легковых EV имеет напряжение 350–400 вольт, нередко применяются и 800-вольтовые. Почти всегда плоская и размещена под полом. Склонна нагреваться подобно мотору обычных автомобилей. Электромобиль могут выпускать в исполнениях с базовой батареей и увеличенной с прицелом на длинные пробеги. Кроме тягового аккумулятора ставят и привычный малый 12-вольтовый для “бытовых нужд”.
Электромоторы
Принцип действия известен со школы. Вал крутится благодаря взаимодействию магнитных полей подвижного ротора и корпуса-статора. А конструкции разные: менее дорогие с катушками из свернутого проводника и затратные с постоянными магнитами. Популярны надежные и простые в использовании асинхронные двигатели, где вращение ротора отстает от вращения магнитного поля статора. Электромотор намного превосходит ДВС по максимальному числу оборотов в минуту, но чем они выше, тем ниже крутящий момент.
Литий-ионные
Самые распространенные по типу тяговые батареи современных EV. Уточнять, что аккумулятор у новинки литий-ионный, сродни пояснению, что шины резиновые. Но батареи, как и шины, различаются по составу, от которого зависят характеристики, свойства и долговечность. Продавцам трудно всякий раз выговаривать “литий-никель-марганец-кобальтоксидная” или “литий-железо-фосфатная”, вот и обобщают. Перед покупкой узнайте, какая именно литий-ионная версия у модели и какова специфика эксплуатации.