Звёзды завтрашнего дня
Свою карьеру в Большом театре Ева Сергеенкова и Макар Михалкин начали совсем недавно. Ева пришла в Большой два года назад, успела стать ведущей солисткой, и это стремительное восхождение. Макар служит в Большом первый сезон, он пока еще в статусе артиста кордебалета, но уже станцевал несколько главных партий. Яркие личности, будущие звезды Большого!
Совсем недавно я побывал в Большом театре на балете «Пахита» Минкуса, где вы исполняете главные партии. Балет очень светлый, праздничный, и у вас на сцене прекрасный дуэт. У обоих хорошее начало в Большом театре. И это так важно, когда в тебя верят, дают шанс практически сразу.
Ева: Конечно, Вадим! Я за короткий срок станцевала партии, о которых можно только мечтать. Жизель, Никия в «Баядерке», Одетта-Одиллия, Сильфида... Я пришла, как все, в кордебалет, но в кордебалете не танцевала, и уже в конце первого сезона меня перевели в статус ведущей солистки.
Следующая ступень — высший статус, прима-балерина! Твой дебют в Большом — Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», труднейшая партия, пробный камень для всех балерин.
Е.: «Лебединое» я впервые исполнила в 18 лет. Это партия, которую совершенствуют бесконечно, всю карьеру. И, конечно, счастье, что меня сразу направили к педагогу Марии Евгеньевне Аллаш. Она настоящая хранительница стиля Большого театра, народная артистка России.
А у тебя, Макар, в «Пахите» — первая главная роль?
Макар: Да, у меня были до этого сольные партии, а именно ведущая — первая. С Евой мы впервые станцевали «Пахиту» в ноябре, затем вместе танцевали в «Драгоценностях» Джорджа Баланчина.
В декабре была премьера балета «Пиковая дама» хореографа Юрия Посохова. Ты там в партии Томского. Всё очень интенсивно у тебя складывается!
М.: Танцевать в «Пиковой даме» мне очень понравилось, был интересный рабочий процесс, я не уставал ни секунды.
А чего тебе уставать-то, ты такой юный! Тебе сколько лет?
М.: 19. Я имею в виду в эмоциональном плане. Мы работали непосредственно с хореографом, который вместе с нами сочинял балет. А еще Томский — один из моих любимых персонажей в «Пиковой даме». Он олицетворяет карточную игру. Всё действие начинается с него, он рассказывает про эти злополучные три карты. Он так всё закручивает, что Герман становится помешанным на идее обогатиться и узнать секрет тех самых карт. Ведь Герман, в отличие от Томского, изначально не игрок, он не любил играть в карты. Но я не старался сделать Томского коварным персонажем. Он не старался кого-то одурачить, а просто рассказал офицерам за столом еще одну историю. Все посмеялись, а Герман воспринял всё всерьез.
Мне нравится, что ты говоришь так, будто персонаж сливается с тобой.
М.: В этом большой плюс спектаклей, которые поставлены на литературные сюжеты, что можно отталкиваться от персонажа и через себя всё пропускать внутри. В нашем спектакле очень динамичное действие. Например, в одной сцене надо успеть переодеться за полторы минуты. Но времени не хватает! По трансляции объявляют: «Михалин, Махалкин, Михалкин — кто-то из вас троих срочно выйдите на сцену!» (Улыбается.) Надеюсь, со временем привыкнут к моей настоящей фамилии.
Конечно, привыкнут. А каково тебе, начинающему артисту, танцевать одну партию, партию Томского, в составе с премьером балета Большого театра Артёмом Овчаренко?
М.: Это очень интересно. Я всегда раньше, когда учился в академии, смотрел записи с Артёмом, как он танцует. Брал с него пример: и какие-то артистические моменты, и в плане техники. А тут я с ним готовлю одну партию! Для меня это подарок судьбы, потому что увидеть, как работают такие профи, как Артём Овчаренко, Егор Геращенко, еще один исполнитель Томского, — это было потрясающе. Я наблюдал, как они готовят роль. Например, Артём всегда уверен в себе, он позитивный человек. Я поражаюсь его мастерству. Хореограф Юрий Михайлович Посохов просит что-то сделать, и Артём это выполняет в секунду: перевоплощается, какие-то технические вещи делает мгновенно.
Ева, ты ведь готовила в «Пиковой даме» партию Лизы.
Е.: Да, готовила, я участвовала в постановочном и репетиционном процессе, видела, как всё рождалось. Надеюсь станцевать партию Лизы в следующем блоке спектаклей.
Мне этот балет очень понравился, он абсолютно кинематографичный по стилистике. И любопытное соединение музыки Петра Ильича Чайковского и композитора Юрия Красавина. Буду ждать твоего дебюта в «Пиковой даме».
Е.: Спасибо.
Мне интересно, как у вас всё начиналось. Я так понимаю, что ваши родители к балету не имеют отношения?
Е.: Нет. Я из обычной семьи: папа — доктор, мама — экономист. Просто так получилось, что мы живем рядом с академией хореографии. Невероятное совпадение. Родители увидели это здание и предложили мне туда поступить. Я всегда любила слушать музыку, любила импровизировать, была достаточно подвижным и энергичным ребенком. Я с радостью согласилась попробовать. Правда, мы опоздали на вступительные экзамены. Но как раз в тот момент, когда мы с папой пришли, мимо поста охраны проходила педагог академии Валентина Морозова — увидела наши расстроенные лица и сказала, что готова проверить мои данные. Мы зашли в маленький кабинет на первом этаже, она попросила показать, на что я способна, и сразу сказала, что берет меня на свой подготовительный курс, без всяких экзаменов. При поступлении в академию мне, правда, пришлось пройти все три тура. Когда я подошла к спискам тех, кто поступил, своей фамилии не увидела. И лишь спустя несколько минут, когда посмотрела еще раз, оказалось, что моя фамилия в этом списке первая.
В академии сразу всё получалось?
Е.: Были определенные данные.
А это самое главное для балета.
Е.: Нет, я не могу так сказать.
М.: Терпение и труд.
Е.: Да. Самое главное — это желание и вера в то, что ты делаешь, твое стремление.
Ева, вот сколько угодно может быть желания, но, если у тебя нет природных способностей, ничего не получится. Артистов балета много, но кто-то весь спектакль сидит на сцене в красивой позе, а лишь единицы танцуют главные партии.
М.: Конечно, без определенных данных в нашей профессии не добьешься больших высот, но эти способности, скажу из своего опыта, можно развивать и работать над ними.