Почему кроме коммерческой и художественной ценности на арт-рынке важна любовь

Правила жизниКультура

«Лучшие пропускают искусство через сердце, через эмоции»

Владимир Овчаренко, один из самых влиятельных коллекционеров и галеристов постсоветской эпохи, рассказал главному редактору «Правил жизни» Трифону Бебутову, как спасти культуру и почему кроме коммерческой и художественной ценности на современном арт-рынке важна любовь.

Владимир Овчаренко. Галерист, основатель московской галереи OVCHARENKO, аукциона VLADEY и арт-шоу DA!MOSCOW

Трифон Бебутов: Когда вы впервые заинтересовались коллекционированием?

Владимир Овчаренко: Моя первая встреча с искусством, сразу с современным, произошла в 1989 году. Время было бурное, бизнес-идеи рождались и умирали. Один из моих приятелей по Московскому финансовому институту предложил заняться экспортом картин: покупаешь в Москве за рубли – продаешь на Западе за доллары. Волшебная комбинация!

Но в 1990-м грянул международный кризис на рынке искусства, перестройка перестала быть идейно интересной, цены на художников из СССР резко упали, и они потянулись на родину. Это привело к оживлению и строительству арт-рынка дома. Новые галереи и ярмарки появлялись как грибы. В сентябре 1990 года открыл собственную галерею и я. Продажи искусства в 1990-е не сравнить с сегодняшними цифрами, но мне удалось собрать прекрасную коллекцию, в ней есть действительно уникальные работы.

Трифон: Но вы ведь не только как бизнес это воспринимали?

Владимир: Мне повезло. Первая серьезная встреча с миром искусства – и сразу волшебная.

В Москву из Киева приехал с рулоном живописных работ Олег Голосий. Меня он и его картины очаровали, сразу захотелось чем-то помочь, как-то быть с этим связанным. Так искусство вошло в мою жизнь. Похоже, что навсегда. Это уникальный мир, совершенно противоположный обычному порядку вещей. Посвящение в него дает возможность прожить вторую жизнь, полную уникальных идей и персонажей.

Трифон: А как вы отбирали художников, когда только начинали?

Владимир: С первой выставки в галерее мне было интересно работать в тандеме с художниками-кураторами. В 1990-е много ярких проектов в галерее курировал Олег Кулик, он называл себя экспозиционером. Он предлагал идеи, мы их обсуждали и реализовывали. В нулевые в галерее и в моей жизни творческим мотором стал Сергей Братков. Он уникален и очень талантлив как художник. Но не только. Прекрасный педагог и куратор, он помог не только мне, но и многим авторам найти свой авангардный путь в искусстве. Не зря его многие называют Братом. Мне же в паре с ним удалось открыть много нового в искусстве, остаться в него полностью погруженным.

Что касается коллекционирования, я должен поверить в талант художника и уникальность его работ, установить эмоциональную связь, выбрать в россыпи настоящий шедевр. Иногда это может мешать бизнесу.

Трифон: Мешать – в том смысле, что прекрасное искусство жалко потом продавать?

Владимир: Не только. Иногда ты влюбляешься в то, что еще не принимается другими коллекционерами. А задача галериста – помочь художнику в создании его фан-клуба. Темп восприятия у всех разный, иногда приходится долго ждать, пока другие «подтянутся». Конфликта интересов у нас с коллекционерами нет – готовы продать любую работу, но не всегда наши денежные оценки будут совпадать. У шедевров оценка – не только строка в справочнике. Некоторые из них бесценны. Но у нас такого нет, все оценено и доступно. Влюбляйся и владей!

Трифон: Справедливо.

Владимир: Часто коллекционеру сложно расставаться с собранным. Ты эмоционально в плену искусства, хочешь прожить с какой-то из работ подольше, а может, и всю жизнь. Но всему есть цена. Мне интересно не обязательно ежедневное общение с картиной на стене; само осознание, что ты прикоснулся к уникальному историческому, стал соучастником гениального культурного явления, дает счастье и энергию. Ты чем-то помог: хранил, выставлял, купил, пусть даже продал, кого-то с ним познакомил.

Трифон: Такое часто вообще бывает в этом бизнесе?

Владимир: Коллекционеры – люди уникальные, у всех свои идеи и пути. Есть просто инвестирующие в чистом виде. Но таких меньшинство.

Лучшие пропускают искусство через свое сердце, через эмоции. Для них главный вопрос при покупке произведения – мое или нет, смогу долго жить с ним? Иногда это любовь с первого взгляда, иногда – долгое притирание. Но у этого процесса есть и динамика. Эмоциональная связь со временем может возрастать или уменьшаться. Может и совсем исчезнуть, работа превращается в пустое место, как карета из сказки про Золушку – в тыковку, тогда коллекционер легко, с чистым сердцем расстается с произведением, часто даже сильно не торгуясь. Стало неинтересно, пустое место, уже не греет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не плохой парень Не плохой парень

Интервью актера Андрея Максимова — о критике и ролях «по вкусу».

СНОБ
Александр Михайлов о съемках в фильме «Любовь и голуби» и о работе с Гурченко, Дорошиной, Гундаревой Александр Михайлов о съемках в фильме «Любовь и голуби» и о работе с Гурченко, Дорошиной, Гундаревой

Дал себе слово, что сделаю все возможное и невозможное, но стану актером

Караван историй
Антидворянец: Императорский яхт-клуб Антидворянец: Императорский яхт-клуб

Самые свежие сплетни столетней давности. В этот раз – об Императорском яхт-клубе

Правила жизни
3 вопроса о гипертонии 3 вопроса о гипертонии

Артериальная гипертензия – ведущий фактор риска развития инсультов и инфарктов

Здоровье
Как и зачем айтишник из Якутии пытается сохранить исчезающие языки малочисленных народов России с помощью современных технологий Как и зачем айтишник из Якутии пытается сохранить исчезающие языки малочисленных народов России с помощью современных технологий

Как эколог стал IT-специалистом и сложно ли ИИ говорить на редких языках

СНОБ
Многогранные инвестиции Многогранные инвестиции

Какие камни собирать, чтобы сохранить капитал

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Демоны, ставшие ангелами. Как люди искусства боролись с депрессией Демоны, ставшие ангелами. Как люди искусства боролись с депрессией

О том, как творческие люди давали отпор депрессии благодаря своему творчеству

СНОБ
Поиск себя, детективы и любовь: 10 удачных экранизаций женских романов Поиск себя, детективы и любовь: 10 удачных экранизаций женских романов

Удачные экранизации романов, написанных женщинами

Forbes
Что это такое принцип Парето и как его применять Что это такое принцип Парето и как его применять

Оказывается, что 80% результата можно обеспечить 20% усилий

РБК
Материальная культура Материальная культура

Этот лофт сочетает в себе исторические стены и современный крафтовый дизайн

SALON-Interior
История графа Дракулы — от лютого воеводы до героя-любовника История графа Дракулы — от лютого воеводы до героя-любовника

Кто такой Дракула, почему интерес к нему не утихает, чем интересен роман Стокера

СНОБ
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает

ДПДЗ прямым образом влияет на работу мотора. Как его проверить?

РБК
Пшеница для своих: зачем Россия хочет создать зерновую биржу БРИКС Пшеница для своих: зачем Россия хочет создать зерновую биржу БРИКС

Еще в прошлом году Россия предложила создать зерновую биржу БРИКС

Forbes
Инвесторы меняют локацию Инвесторы меняют локацию

Приток капиталов фиксируют фонды США, Индии и России

Деньги
Нейробика: сделать шаг в будущее Нейробика: сделать шаг в будущее

Как развить навыки, необходимые в высокотехнологичном мире?

Psychologies
Ребенок разумный: выбираем оптимальную стратегию Ребенок разумный: выбираем оптимальную стратегию

Какие сферы жизни и развития ребенка сейчас стали слабым звеном?

Psychologies
Гори, гори ясно: зачем современные художники сжигают свои работы Гори, гори ясно: зачем современные художники сжигают свои работы

Современные художники и работы, которые они предавали огню или планировали сжечь

Forbes
«Слишком много на себя беру»: как справиться с перегрузкой социальными ролями «Слишком много на себя беру»: как справиться с перегрузкой социальными ролями

Как найти баланс между ожиданиями окружающих и нашим собственным благополучием

Psychologies
Лучшие друзья не подведут: как и зачем женщины инвестируют в бриллианты Лучшие друзья не подведут: как и зачем женщины инвестируют в бриллианты

Как выбрать инвестиционные бриллианты, какая судьба ждет эти камни

Forbes
Катастрофическое вымышленное Катастрофическое вымышленное

«Предчувствие»: Бертран Бонелло объясняет, что такое тревога

Weekend
Сексизм в большом городе: как женщины борются с дискриминацией и домогательствами на рабочем месте Сексизм в большом городе: как женщины борются с дискриминацией и домогательствами на рабочем месте

Несмотря на внимание сексизм все еще не удается полностью искоренить

Inc.
Заодно с природой Заодно с природой

Лаконичное пространство в фахверке Домогацкого, полное света, воздуха и природы

Идеи Вашего Дома
Как убедить родителей пойти к психологу: 8 шагов Как убедить родителей пойти к психологу: 8 шагов

Как понять, что вашим родителям нужна помощь психолога?

Psychologies
Парящий гигант Парящий гигант

Могло ли какое-то живое существо стать прототипом летающего гиганта, птицы Рух?

Вокруг света
Пойми меня, если сможешь Пойми меня, если сможешь

В чем смысл взаимопонимания и какую роль в нем играет эмпатия?

Psychologies
Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс

«Год в земном звездолете»: что это за эксперимент и почему СССР его скрывал?

ТехИнсайдер
Щедрость не порок Щедрость не порок

Растет число компаний, возобновляющих практику дивидендных выплат

Деньги
Оксана Акиньшина Оксана Акиньшина

В Оксане Акиньшиной сочетаются вещи, казалось бы, несовместные

Собака.ru
9 трендов в уборке, которые стоит попробовать в этом году: мнение профессиональных клинеров 9 трендов в уборке, которые стоит попробовать в этом году: мнение профессиональных клинеров

Что сейчас считается трендом в области наведения порядка и чистоты в доме?

VOICE
Иван Панфилов: «Дело, которым занимались родители, давалось им не только радостно и легко, но порой мучительно и трудно» Иван Панфилов: «Дело, которым занимались родители, давалось им не только радостно и легко, но порой мучительно и трудно»

Мама взяла за руку: «Ванюша, как же так? Ты поедешь в Гавану один?»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении