Светлана Землякова — о том, как она создает свои спектакли

МонокльКультура

Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте»

Режиссер спектаклей «Генерал и его семья» и «Наташа» — о том, как она создает свои спектакли

Вячеслав Суриков

В Театре имени Вахтангова Светлана Землякова поставила спектакль «Генерал и его семья». Фото: Валерий Мясников / Пресс-служба театра имени Вахтангова

Одна из самых ярких премьер прошлого года — спектакль «Генерал и его семья» по роману Тимура Кибирова. Недавняя премьера в Театре Наций — спектакль «Наташа» по пьесе Марины Крапивиной. На сцене этого же театра идет спектакль по роману Эльфриды Елинек «Любовницы». Во всех трех спектаклях очевидны стилистические и тематические переклички. О том, как и почему они возникли, мы поговорили с создателем спектаклей Светланой Земляковой.

Светлана Землякова — театральный педагог и режиссер. Фото: из личного архива Светланы Земляковой

— Почему ярчайшая звезда «Генерала и его семьи» зажглась на театральном небосклоне так внезапно? Где вы были до сих пор?

— Дело в том, что я педагог ГИТИСа, преподаю на режиссерском факультете, в мастерской Олега Кудряшова. Там я выпустила много спектаклей. В театре «Практика» тринадцать лет назад у меня вышел спектакль «Бабушки», с которым мы объездили весь мир. С него все началось. Потом был спектакль «Петр и Феврония», он получил «Маску». Потом — два спектакля в Театре Маяковского. Потом Театр Вахтангова. В этом театре шесть лет назад у меня вышел спектакль «Сергеев и городок». Очень любимый. Горжусь им. Он до сих пор живет. Я выпускала его еще при Римасе Владимировиче Туминасе. И «Генерала» мы выбрали вместе с ним. Он сказал: «Хорошее название: “Генерал и его семья”». Я принесла этот роман, мы его выбрали и начали работать над спектаклем еще при нем. Проекты зреют долго.

Тексты

— Как это происходит? Сколько времени у вас прошло от момента, как прочитали текст, до того, как начали его ставить?

— Я прочитала его в пандемию. Прочитала и подумала, что с ним трудно работать в театре. Он имеет слишком свободную структуру. И отложила его.

Меня приглашают в театре работать именно с современной литературой. Так сложилось. И когда нужно было предложить материал для постановки в Театре Вахтангова, вдруг всплыло это название. Я его предложила. Римас Владимирович откликнулся. А затем целый год я смотрела актеров театра, разговаривала с ними. И только потом мы приступили к репетициям.

— Как ваше имя в профессиональной среде стало ассоциироваться с современной литературой?

— Это началось еще в институте. Там у меня сложилась репутация человека, открывающего для театра новые литературные имена.

— Она соответствует вашему ощущению себя?

— Я и в самом деле находила тексты, которые мало кто знал. Так что соответствует. Сейчас делаю спектакль по Дмитрию Бакину. Думаю, мало кто знает это имя. Мне интересно, когда возникают какие-то удивительные, никому не известные авторы. Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте.

— Как вы их находите?

— Просто читаю.

— Поток литературы слишком большой. Как в нем можно обнаружить необычные произведения?

— Когда вплываешь в этот поток, перед тобой открываются всё новые и новые дверцы. Поначалу ориентируешься на имена, которые известны всем, на лауреатов больших премий, а потом начинаешь углубляться и рядом обнаруживаешь менее известные имена, лауреатов менее известных премий. И чем дальше идешь, тем больше шансов познакомиться с каким-то невероятным автором. Например, с Дмитрием Бакиным, о котором писали как о гениальном литературном самоубийце. Он вел отшельнический образ жизни, работал водителем, нигде не появлялся. При этом переведен в половине стран мира, считается русским Камю, Фолкнером. Он был знаком с Маркесом и при этом так и остался неизвестным в нашей литературной среде. Авторы приходят к тебе, когда начинаешь искать. Тимур Кибиров — очень известный автор, прежде всего как поэт.

— Но с театром его имя никак не ассоциируется.

— Хотя была одна постановка в РАМТе — Марины Брусникиной «Лада, или Радость», да и «Генерала» ставили в Новосибирске.

— Как вы понимаете, что тот или иной текст можно поставить?

— Иногда мир, который создает писатель, кажется совершенно не годящимся для постановки. Но это не может стать непреодолимым препятствием. Мне кажется, театр — это настолько условная среда, что поставить в ней можно все. Необходимо только найти язык. Решимость, отвага и желание материализовать этот мир и побывать в нем к этому подталкивают.

— Почему не классические пьесы или современная драматургия, а какая-то совсем новая для театра?

— Я делала в своей жизни всего четыре пьесы. Одна из них — «Наташа». Другие — «Троянки» Эврипида, «Царь Эдип» Софокла и Мольер. Три — классические, и одна — современная. А остальные — проза и стихи. У меня были спектакли и по поэтам, и о судьбах поэтов.

«Наташа»

— Почему вы выбрали «Наташу»?

— Это как раз не мой выбор. Я должна была ставить повесть Юрия Трифонова «Предварительные итоги», и почти год мы жили, готовясь к этому спектаклю, не предполагая трудностей, с которыми придется столкнуться. Дочь Юрия Трифонова не дала нам права на постановку прозы. Она живет в Германии. Все рухнуло. И тогда Театр Наций предложил мне посмотреть пьесу Марины Крапивиной. До сих пор я никогда не читала ее пьес. Я посмотрела и подумала: интересно попробовать.

— Как вы проводили кастинг для «Наташи»? Как, например, выбрали Станислава Беляева, которого зритель привык видеть в мюзиклах в амплуа героя-любовника?

— Я разговариваю с артистами, иногда час-полтора, обо всем. Они просто говорят, и такие вещи могут о себе рассказать, что уходишь после этого разговора потрясенным. Стас пришел ко мне второй раз. Я его запомнила, когда он пришел ко мне на кастинг на Трифонова. Я обратила внимание на то, что у него какая-то особенно напряженная природа. И позвала еще раз. Мне повезло, что я не знаю его как артиста мюзиклов. Мы разговаривали с ним, и я услышала в нем все эти темы. Мне он показался никаким не героем-любовником, а человеком с серьезными внутренними проблемами, может быть проживающим не свою биографию. Поначалу мне все его рекомендовали как Марка (персонаж пьесы «Наташа». — «Монокль»), а мне показалось, что он как раз Андрей. Каждую репетицию он совершал поступок, пытался понять природу чувств персонажа. То, к чему он пришел, мне нравится. Я ему верю. Мне дорог созданный им персонаж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Празднику труда посвящается Празднику труда посвящается

Все изменилось не сейчас, а в 2014 году

Монокль
7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать 7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать

Сегодня мы обращаемся к детективам не за новым, а за уютным старым

Правила жизни
«Lingua latina» «Lingua latina»

Непростая судьба и трансформации латинского языка

Знание – сила
«Смерть — всего лишь иллюзия»: объяснение с точки зрения физики «Смерть — всего лишь иллюзия»: объяснение с точки зрения физики

Различие между прошлым, настоящим и будущим — лишь упрямая непреходящая иллюзия

Psychologies
«Эфиопия — наша!» «Эфиопия — наша!»

В 1936 году фашистская Италия ликовала: над столицей Эфиопии поднялся их флаг

Дилетант
72 года Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять 72 года Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять

О пяти картинах из фильмографии Сокурова, которые уж точно необходимо увидеть

Правила жизни
Это что такое? Это что такое?

5 причин, почему мужчины дарят не те подарки

Лиза
Зачем подводить итоги года и как сделать это грамотно Зачем подводить итоги года и как сделать это грамотно

Как итоги старого года помогут сделать будущий год еще продуктивнее

Maxim
Крабле-бумс Крабле-бумс

Вся правда о крабовых палочках

Лиза
Стальной путь Стальной путь

Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов

Знание – сила
IBM разработала квантовый чип на 1000 кубитов IBM разработала квантовый чип на 1000 кубитов

IBM представила чип Condor, который содержит 1121 сверхпроводящий кубит

ТехИнсайдер
Александр Мизёв Александр Мизёв

Харизматичный фрешмен Александр Мизёв намерен серьезно удивить

Собака.ru
Защита и опора Защита и опора

Инженерный гений природы развернулся во всю свою мощь

Наука и жизнь
Беспощадный космос Беспощадный космос

Какие смертельные опасности таит в себе космос?

Зеркало Мира
Стояние в середине взрыва Стояние в середине взрыва

За год Александр Плотников посадил вишневый сад и поставил четыре спектакля

СНОБ
«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Искусство оживлять: история палеоарта. Часть 2 Искусство оживлять: история палеоарта. Часть 2

Период палеоарта динозавров ознаменовался чередой ярких художников и открытий

Наука и Техника
Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента» Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента»

Евгений Колбин рассказал о том, как развиваются облака в России

РБК
Простуда в условиях невесомости: может ли человек заболеть в космосе Простуда в условиях невесомости: может ли человек заболеть в космосе

Почему в условиях невесомости намного тяжелее переносить болезни

ТехИнсайдер
Ослепленная желанием Ослепленная желанием

Наши героини о странных вещах, которые их заводят

Лиза
Открытки на память Открытки на память

Новогодние ассоциации от команды Seasons

Seasons of life
Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового

Урбанист Мария Туркина — о том, как взрастить из горожан блогеров

СНОБ
Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку

Иван Ефремов оставался признанным классиком жанра и при жизни, и после смерти

Наука и Техника
Банкам недокладывают денег? Банкам недокладывают денег?

Банковский сектор перешел в состояние дефицита ликвидности

Монокль
Тейлор Свифт стала человеком года по версии Time: почему одни люди ее боготворят, а другие — на дух не переносят Тейлор Свифт стала человеком года по версии Time: почему одни люди ее боготворят, а другие — на дух не переносят

Тейлор Свифт: за что её любят и за что ненавидят?

Psychologies
Между выгодой и риском Между выгодой и риском

Как в России и мире пытаются регулировать ИИ

РБК
Малопонятный государственный муж Малопонятный государственный муж

Портреты изображают Победоносцева человеком сухим и строгим, без тени улыбки

Дилетант
Цена личного выбора: фрагмент из книги «Толпа» Эмили Эдвардс Цена личного выбора: фрагмент из книги «Толпа» Эмили Эдвардс

Отрывок из романа о цене личного выбора «Толпа»

СНОБ
Смелый акцент Смелый акцент

Минималистичный интерьер, сочетающий современный дизайн и авторские решения

SALON-Interior
Вся правда о мандаринах: какие самые сладкие и без косточек. И самое главное: сколько килограммов в день можно съесть? Вся правда о мандаринах: какие самые сладкие и без косточек. И самое главное: сколько килограммов в день можно съесть?

Как выбрать вкусные мандарины и сколько их можно съесть

ТехИнсайдер
Открыть в приложении