Светлана Землякова — о том, как она создает свои спектакли

МонокльКультура

Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте»

Режиссер спектаклей «Генерал и его семья» и «Наташа» — о том, как она создает свои спектакли

Вячеслав Суриков

В Театре имени Вахтангова Светлана Землякова поставила спектакль «Генерал и его семья». Фото: Валерий Мясников / Пресс-служба театра имени Вахтангова

Одна из самых ярких премьер прошлого года — спектакль «Генерал и его семья» по роману Тимура Кибирова. Недавняя премьера в Театре Наций — спектакль «Наташа» по пьесе Марины Крапивиной. На сцене этого же театра идет спектакль по роману Эльфриды Елинек «Любовницы». Во всех трех спектаклях очевидны стилистические и тематические переклички. О том, как и почему они возникли, мы поговорили с создателем спектаклей Светланой Земляковой.

Светлана Землякова — театральный педагог и режиссер. Фото: из личного архива Светланы Земляковой

— Почему ярчайшая звезда «Генерала и его семьи» зажглась на театральном небосклоне так внезапно? Где вы были до сих пор?

— Дело в том, что я педагог ГИТИСа, преподаю на режиссерском факультете, в мастерской Олега Кудряшова. Там я выпустила много спектаклей. В театре «Практика» тринадцать лет назад у меня вышел спектакль «Бабушки», с которым мы объездили весь мир. С него все началось. Потом был спектакль «Петр и Феврония», он получил «Маску». Потом — два спектакля в Театре Маяковского. Потом Театр Вахтангова. В этом театре шесть лет назад у меня вышел спектакль «Сергеев и городок». Очень любимый. Горжусь им. Он до сих пор живет. Я выпускала его еще при Римасе Владимировиче Туминасе. И «Генерала» мы выбрали вместе с ним. Он сказал: «Хорошее название: “Генерал и его семья”». Я принесла этот роман, мы его выбрали и начали работать над спектаклем еще при нем. Проекты зреют долго.

Тексты

— Как это происходит? Сколько времени у вас прошло от момента, как прочитали текст, до того, как начали его ставить?

— Я прочитала его в пандемию. Прочитала и подумала, что с ним трудно работать в театре. Он имеет слишком свободную структуру. И отложила его.

Меня приглашают в театре работать именно с современной литературой. Так сложилось. И когда нужно было предложить материал для постановки в Театре Вахтангова, вдруг всплыло это название. Я его предложила. Римас Владимирович откликнулся. А затем целый год я смотрела актеров театра, разговаривала с ними. И только потом мы приступили к репетициям.

— Как ваше имя в профессиональной среде стало ассоциироваться с современной литературой?

— Это началось еще в институте. Там у меня сложилась репутация человека, открывающего для театра новые литературные имена.

— Она соответствует вашему ощущению себя?

— Я и в самом деле находила тексты, которые мало кто знал. Так что соответствует. Сейчас делаю спектакль по Дмитрию Бакину. Думаю, мало кто знает это имя. Мне интересно, когда возникают какие-то удивительные, никому не известные авторы. Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте.

— Как вы их находите?

— Просто читаю.

— Поток литературы слишком большой. Как в нем можно обнаружить необычные произведения?

— Когда вплываешь в этот поток, перед тобой открываются всё новые и новые дверцы. Поначалу ориентируешься на имена, которые известны всем, на лауреатов больших премий, а потом начинаешь углубляться и рядом обнаруживаешь менее известные имена, лауреатов менее известных премий. И чем дальше идешь, тем больше шансов познакомиться с каким-то невероятным автором. Например, с Дмитрием Бакиным, о котором писали как о гениальном литературном самоубийце. Он вел отшельнический образ жизни, работал водителем, нигде не появлялся. При этом переведен в половине стран мира, считается русским Камю, Фолкнером. Он был знаком с Маркесом и при этом так и остался неизвестным в нашей литературной среде. Авторы приходят к тебе, когда начинаешь искать. Тимур Кибиров — очень известный автор, прежде всего как поэт.

— Но с театром его имя никак не ассоциируется.

— Хотя была одна постановка в РАМТе — Марины Брусникиной «Лада, или Радость», да и «Генерала» ставили в Новосибирске.

— Как вы понимаете, что тот или иной текст можно поставить?

— Иногда мир, который создает писатель, кажется совершенно не годящимся для постановки. Но это не может стать непреодолимым препятствием. Мне кажется, театр — это настолько условная среда, что поставить в ней можно все. Необходимо только найти язык. Решимость, отвага и желание материализовать этот мир и побывать в нем к этому подталкивают.

— Почему не классические пьесы или современная драматургия, а какая-то совсем новая для театра?

— Я делала в своей жизни всего четыре пьесы. Одна из них — «Наташа». Другие — «Троянки» Эврипида, «Царь Эдип» Софокла и Мольер. Три — классические, и одна — современная. А остальные — проза и стихи. У меня были спектакли и по поэтам, и о судьбах поэтов.

«Наташа»

— Почему вы выбрали «Наташу»?

— Это как раз не мой выбор. Я должна была ставить повесть Юрия Трифонова «Предварительные итоги», и почти год мы жили, готовясь к этому спектаклю, не предполагая трудностей, с которыми придется столкнуться. Дочь Юрия Трифонова не дала нам права на постановку прозы. Она живет в Германии. Все рухнуло. И тогда Театр Наций предложил мне посмотреть пьесу Марины Крапивиной. До сих пор я никогда не читала ее пьес. Я посмотрела и подумала: интересно попробовать.

— Как вы проводили кастинг для «Наташи»? Как, например, выбрали Станислава Беляева, которого зритель привык видеть в мюзиклах в амплуа героя-любовника?

— Я разговариваю с артистами, иногда час-полтора, обо всем. Они просто говорят, и такие вещи могут о себе рассказать, что уходишь после этого разговора потрясенным. Стас пришел ко мне второй раз. Я его запомнила, когда он пришел ко мне на кастинг на Трифонова. Я обратила внимание на то, что у него какая-то особенно напряженная природа. И позвала еще раз. Мне повезло, что я не знаю его как артиста мюзиклов. Мы разговаривали с ним, и я услышала в нем все эти темы. Мне он показался никаким не героем-любовником, а человеком с серьезными внутренними проблемами, может быть проживающим не свою биографию. Поначалу мне все его рекомендовали как Марка (персонаж пьесы «Наташа». — «Монокль»), а мне показалось, что он как раз Андрей. Каждую репетицию он совершал поступок, пытался понять природу чувств персонажа. То, к чему он пришел, мне нравится. Я ему верю. Мне дорог созданный им персонаж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
3 серьезных минуса блестящего маникюра с втиркой — самого модного нейл-дизайна последних лет 3 серьезных минуса блестящего маникюра с втиркой — самого модного нейл-дизайна последних лет

Что не так с блестящим маникюром с втиркой?

VOICE
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Фильм начинается Фильм начинается

Небольшая студия с интерьером в стиле «Криминального чтива»

Идеи Вашего Дома
Пирр и его победы Пирр и его победы

Почему именно Пирра Антигон назвал лучшим полководцем эпохи?

Дилетант
Полная гармония Полная гармония

Квартира с яркими цветовыми сочетаниями и оригинальными дизайнерскими приемами

Идеи Вашего Дома
Четверть — веха Четверть — веха

Несмотря на возраст, ТНТ продолжает искать новое и не боится экспериментировать

Правила жизни
9 манипуляций, которые используют токсичные родители: как защититься 9 манипуляций, которые используют токсичные родители: как защититься

Бойкот, газлайтинг, двойные послания: как ведут себя токсичные родители

Psychologies
Спорно, но задорно Спорно, но задорно

Гарик Харламов вспомнил и проанализировал историю конфликтов в своей жизни

Men Today
За гранью возможного За гранью возможного

Какие скрытые резервы хранит в себе человеческий организм

Зеркало Мира
Спокойная среда Спокойная среда

Элегантный, функциональный и психологически комфортный интерьер

Идеи Вашего Дома
Дом, который построил страх Дом, который построил страх

Как устроен хоррор от крыши до фундамента

Weekend
Искусство оживлять: история палеоарта. Часть 2 Искусство оживлять: история палеоарта. Часть 2

Период палеоарта динозавров ознаменовался чередой ярких художников и открытий

Наука и техника
Зерновая сделка Зерновая сделка

Обитатели Древнего Рима вполне могли бы сделать символом своей жизни колос

Дилетант
Ночь в музее, «комната Афродиты» и «зона похоти»: самые роскошные новогодние корпоративы в истории Ночь в музее, «комната Афродиты» и «зона похоти»: самые роскошные новогодние корпоративы в истории

Самые необычные новогодние вечеринки — как зарубежные, так и российские

Правила жизни
Что может Дед Мороз Что может Дед Мороз

Психолог Мария Зеленова о магическом мышлении и его роли в воспитании.

Новый очаг
Бизнес на орбите Бизнес на орбите

Частный сектор стремится сделать свои прибыли космическими при поддержке НАСА

Robb Report
Доставить радость Доставить радость

Твой подарок точно понравится, если учесть психотип человека!

Лиза
Орфей Советского Союза Орфей Советского Союза

Жан Маре глазами его самых восторженных зрителей

Weekend
Владимир Никифоров: «Нельзя ни на минуту забывать, что ботокс, хоть и разведённый в миллионы раз, всё-таки смертельно опасный яд» Владимир Никифоров: «Нельзя ни на минуту забывать, что ботокс, хоть и разведённый в миллионы раз, всё-таки смертельно опасный яд»

Как яд стал медицинским препаратом? Отвечает доктор медицинских наук

Здоровье
Рубен Ениколопов: «В вопросах на миллиарды долларов нельзя консультироваться с ChatGPT» Рубен Ениколопов: «В вопросах на миллиарды долларов нельзя консультироваться с ChatGPT»

Рубен Ениколопов: сможет ли Россия в одиночку совершить технологический рывок

РБК
the makers the makers

Победители конкурса «Мейкеры» 2023 года

Seasons of life
Исследование: у владельцев собак риск развития деменции на 40% ниже Исследование: у владельцев собак риск развития деменции на 40% ниже

Люди старше 65 лет, у которых есть собаки, намного реже страдают деменцией

ТехИнсайдер
Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели

Как сделать снимки стильными и гармоничными?

VOICE
Как подобрать правильно вклад и не ошибиться? Как подобрать правильно вклад и не ошибиться?

С повышением ключевой ставки Банком России ставки по вкладам поползли вверх

Наука и техника
Кокошник дамы червей Кокошник дамы червей

Как образ Великой княгини Ксении Александровны стал прототипом игральной карты

Seasons of life
Доходность не ржавеет Доходность не ржавеет

Как правильно инвестировать в коллекционные монеты

Деньги
Свободна как птица Свободна как птица

Как отпустить бывшего и перестать на него злиться: советы психолога

Лиза
Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться» Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться»

Режиссер и продюсер «Человека ниоткуда» — о том, как шла работа над фильмом

Монокль
Аккуратнее с духовностью! История, как румынский гуру домогался до своих учеников в Париже Аккуратнее с духовностью! История, как румынский гуру домогался до своих учеников в Париже

Этот пожилой гуру йоги занимался сексуальной эксплуатацией своих учеников

ТехИнсайдер
Открыть в приложении