Торможение автомобильного рынка после разгона

ДеньгиАвто

Ралли-2023

Торможение автомобильного рынка после разгона

Текст: Алексей Грамматчиков

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

К концу текущего года российский авторынок успел набрать хорошую динамику роста. Но пока у его участников не праздничное настроение: постепенно подъем сменяется торможением, поскольку спрос на личные транспортные средства тянет вниз ряд серьезных негативных факторов. «Деньги» постарались понять, какие именно.

Практически до конца осени 2023 года российский автомобильный рынок держался молодцом: итог октября принес продавцам новый рекорд продаж. По данным «Автостата», во второй месяц осени дилерские центры передали на руки новых владельцев 112,2 тыс. новых легковых авто, что в 2,6 раза больше, чем в том же месяце прошлого года. Таким образом, основную часть завершающегося года рынок сумел удержать устойчивую тенденцию на увеличение продаж. Октябрь, кстати, в 2,5 раза превысил результаты января, когда было продано 45 тыс. авто.

Тем не менее теперь налицо замедление разгона: если в июне, июле, августе ежемесячно продажи новых машин увеличивались в среднем на 15%, то в сентябре и октябре рост почти остановился: сентябре рынок прибавил к предыдущему месяцу всего 0,6%, в октябре — 1,7%. А последние два месяца динамика продаж идет на спад: по данным «Автостата», в ноябре сокращение рынка составило 2,3%, хотя рынок оказался вдвое больше, чем годом ранее. Скорее всего, не выправится ситуация и в декабре: здесь тоже ожидаются «заморозки» — минусовые показатели по сравнению с осенними месяцами.

По прогнозам «Автостата», в этом году продажи на авторынке вырастут примерно на 60% по сравнению с прошлым. «Объективные цифры говорят, что по итогам 2023 года мы приближаемся к 1 млн проданных автомобилей. Это положительная динамика, однако все еще ниже, чем в предыдущие годы. Тут стоит понимать, что произошла перестройка всего авторынка и эти процессы продолжаются»,— констатирует Артем Меренков, доцент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления.

«Лада» против китайцев

Главная интрига на российском автомобильном рынке в уходящем году — это противостояние АвтоВАЗа с китайскими автоконцернами. К концу года ведущий российский производитель выруливает из сложной ситуации с санкционным давлением и жмет на педаль акселератора: по итогам октября Lada показала внушительные результаты продаж в России в 40,9 тыс. машин, что стало рекордом за десять лет. Бестселлерами российского флагмана остаются такие модели, как Lada Granta (ее цена начинается с 700 тыс. руб., что является очень привлекательным предложением в текущих рыночных реалиях), а также уже более современная и вместительная модель Vesta (ценой от 1,2 млн руб.). Находит своего покупателя и «вечно молодая» серия машин Niva, которая находится в производстве более 40 лет, это — Niva Legend (ценой от 830 тыс. руб.) и Niva Travel (от 1,2 млн руб.). По данным «Автостата», в общей сложности АвтоВАЗ сейчас держит 33% рынка. «Популярность автомобилей бренда Lada обусловлена несколькими факторами,— размышляет Илья Федорченко, генеральный директор „СберАвто“.— Во-первых, модели этой марки являются самыми доступными как на первичном, так и на вторичном рынке. Во-вторых, слаба на текущий момент конкуренция в B-классе, традиционно очень востребованном россиянами. И в-третьих, легкий доступ к оригинальным запчастям и комплектующим, а также возможность бюджетного обслуживания авто — немаловажный фактор в существующих условиях».

На рыночные позиции Lada продолжают усиливать давление китайские производители, которые в октябре суммарно заняли уже 54% рынка (на 1% больше, чем месяцем ранее). При этом формально среди китайских автопроизводителей в РФ произошла смена лидера. На первое место выехал бренд Haval (12,8 тыс. машин по итогам октября). Он обогнал Chery (10,8 тыс.). В спину двум китайским грандам дышит Geely (10,3 тыс.), следом со значительным отрывом — Changan (6,3 тыс.). Главное преимущество бренда Haval по сравнению с конкурентами — это наличие в России своих производственных мощностей (китайская корпорация Great Wall запустила свой завод под Тулой еще в 2019 году). Здесь выпускается такая модель, как кроссовер Haval Jolion, который осенью заслужил статус самой продаваемой иномарки в России (6,2 тыс. единиц). Хотя объективности ради позиции прежнего лидера — компании Chery — по-прежнему сильны. Статистическое отставание этой марки можно объяснить тем, что у Chery активно развиваются продажи суббрендов — к ним относятся марки Omoda, Exeed, а также запущенная недавно Jaecoo. Если к собственно бренду Chery приплюсовать и продажи этих марок, то суммарно корпорация Chery с показателем с более чем 22 тыс. единиц в месяц остается неоспоримым лидером на российском авторынке среди иностранцев. «Китайские бренды продолжат развивать свой успех на российском рынке за счет расширения представленной в России модельной линейки и совершенствования процессов продаж и предоставляемых сервисов,— полагает Максим Давиденко, руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК „Альфа-Лизинг“.— Рост продаж будет поддерживать выход на рынок новых китайских брендов и появление новых моделей, заполняющих пустующие ниши. К концу 2023 года доля брендов из Китая превысит 55%, а в 2024-м может достигнуть 60%».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ОАЭ. Золотой оазис в бескрайней пустыне ОАЭ. Золотой оазис в бескрайней пустыне

Отдыхать в ОАЭ не только престижно, но и интересно

Зеркало Мира
Дарья Донцова: «Чудеса случаются каждый день» Дарья Донцова: «Чудеса случаются каждый день»

Интервью с известной российской писательницей детективов

Лиза
Россияне пока не догоняют Россияне пока не догоняют

Как сравнить уровень жизни в разных странах?

Монокль
«Оставь мир позади»: как фильмы про апокалипсис перешли от метеоритов к психологии «Оставь мир позади»: как фильмы про апокалипсис перешли от метеоритов к психологии

Как менялся жанр фильмов о конце света на примере лучших релизов последних лет

Forbes
Моделист-конструктор Моделист-конструктор

Как в России создали лучшие в мире вездеходы

ТехИнсайдер
Кто хочет стать триллионером Кто хочет стать триллионером

Почему 100 лет назад рухнула германская марка

Деньги
Мусор оптом: проблема стихийных свалок на Южном Урале Мусор оптом: проблема стихийных свалок на Южном Урале

Как устранить очаги захламления земель?

ФедералПресс
Хождение по мухам Хождение по мухам

Как испортился квартирный вопрос и что с этим делать

Weekend
8 фактов о фильме «Убить Билла» 8 фактов о фильме «Убить Билла»

Как Тарантино снял безделушку, которую пересматривают тысячу раз

Maxim
Бесконечно биться головой в закрытую дверь: как работают женщины-адвокаты в России Бесконечно биться головой в закрытую дверь: как работают женщины-адвокаты в России

Как не опускать руки, зная, что в России 99% приговоров — обвинительные

Forbes
Лидеры и мнения Лидеры и мнения

Как за 25 лет изменились телевидение и люди, которые его создают?

Правила жизни
Что искали крестоносцы Что искали крестоносцы

Один из сложнейших символов христианской культуры — Святой Грааль

Зеркало Мира
Бизнес с восточным акцентом Бизнес с восточным акцентом

Новые возможности требуют учитывать особенности ведения бизнеса с партнерами

РБК
Отчаянный газовый покер Отчаянный газовый покер

На рынке СПГ есть только два игрока, которые имеют достаточные амбиции

Монокль
Как уменьшить нагрузку на глаза при работе на компьютере: 7 важных правил Как уменьшить нагрузку на глаза при работе на компьютере: 7 важных правил

Несколько правил, чтобы больше не сталкиваться с компьютерным синдромом

ТехИнсайдер
Блиц-интервью с Антоном Чижом Блиц-интервью с Антоном Чижом

Писатель детективов Антон Чиж рассказал нам о своих источниках вдохновения

Лиза
Джоли Алиен Джоли Алиен

Художница Джоли Алиен — как найти авторский стиль, чего ждать от моды

Grazia
(Не)сладкая история (Не)сладкая история

5 простых советов, которые помогут снизить риск диабета

Лиза
Информационная война Информационная война

В Древнем Риме борьба пропагандистов была не менее напряженной, чем сейчас

Дилетант
Без долгов и нервотрепки. Как правильно закрыть ИП в 2023 году – пошаговая инструкция Без долгов и нервотрепки. Как правильно закрыть ИП в 2023 году – пошаговая инструкция

Решила прикрыть свой малый бизнес? Приготовься потрудиться

Лиза
Орбитальные группировки навигационных спутников Орбитальные группировки навигационных спутников

Какие существуют спутниковые навигационные системы и из чего они состоят

Зеркало Мира
Корица Корица

Почему вам стоит добавить корицу в свой рацион?

Здоровье
Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье

Жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь

Караван историй
Бить или не бить Бить или не бить

Эксперимент, поставленный на аукционных торгах

Автопилот
Дороги в России. Век восемнадцатый Дороги в России. Век восемнадцатый

Из чего и как сложилась сеть крупных сухопутных дорог в России

Знание – сила
Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет

Чем дети перестройки отличаются от современных

СНОБ
«Один на один с малышом»: как общественное осуждение разлучало соло-матерей с детьми «Один на один с малышом»: как общественное осуждение разлучало соло-матерей с детьми

Отрывок из «Книги украденных детей» Джуди Кристи и Лизы Уингейт

Forbes
Духи, шаманы и амулеты: любопытные факты о мифологии северных народов России Духи, шаманы и амулеты: любопытные факты о мифологии северных народов России

Боги-демиурги, злые духи, почитаемые животные: мифология Севера России

ТехИнсайдер
Что может Дед Мороз Что может Дед Мороз

Психолог Мария Зеленова о магическом мышлении и его роли в воспитании.

Новый очаг
Чайная дорога России Чайная дорога России

Где проходил когда-то Великий чайный путь и шли караваны лошадей и верблюдов

Знание – сила
Открыть в приложении