Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки

Знание – силаИстория

От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века

Войне 1853—1856 годов, называемой Восточной, Турецкой, Крымской, я предложил название, вынесенное в заглавие этого очерка, и в сериях статей и документальных фильмов веду обоснование этого вплоть до популярных ныне «логистических цепочек».

Игорь Шумейко

700 лет до Жомини

Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки. Ключевский в «Курсе русской истории» с удивлением констатировал: «Незаметно хозяйственного различия по почвенным и ботаническим полосам». (То есть от широты южнее Киева и до районов севернее Новгорода, на совершенно разных почвах, в окружении разной фауны, флоры наши предки вели почти идентичные хозяйства). Зато, итожит Ключевский, «речная сеть оказала более раннее и сильное действие на разделение труда».

Транспорт России как самостоятельная отрасль ведет отсчет от Манифеста 1809 года Александра I: «Распространение земледелия и промышленности, возрастающее население… превосходят уже меру прежних путей сообщения». Было образовано Управление водными и сухопутными путями сообщения, включавшее гражданское Главное управление и военный Корпус инженеров.

Бурлаки-грузчики. Саратов

Накануне железнодорожной эры в России было более 3200 почтовых станций, 38 000 лошадей. Гужевые перевозки: летом занято 800 000 человек, зимой 300 000. К российским путейцам можно приписать бурлаков. 100 000 человек проводили 6000 барж, 5000 плотов по Тихвинскому пути (924 км) от Петербурга до Рыбинска («Бурлацкая столица»), по Мариинской (1143 км) и Вышневолоцкой (1440 км) системам, по Волге, Тверце, Волхову, Ладоге, Неве.

Гужевые перевозки

«Пароход Черепановых» справедливо числят вторым после паровоза Стефенсона. «Горный журнал» (1835): «Пароход ходит в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажен чугунным колесопроводам, возит более 200 пудов тяжести со скоростью до 15 верст в час». Но характер крепостной промышленности сказался: вместо «парохода» на рельсы встали вагонетки, движимые лошадьми. Так что в мировом списке рекордов за Черепановыми не только второй после Стефенсона, но, увы, и первый в истории паровоз, уступивший дорогу конке.

«Пароход» братьев Черепановых

Раскисавшие в три сезона из четырех сухопутные дороги – фактор обороны, их качество не заботило российские правительства в период нашествий. Эта связь видна в траекториях Сибирского тракта. До «замирения народов » путь шел через Пермь, «златокипящую Мангазею» (близ Салехарда прижимаясь к Ледовитому океану), Тару, Якутск, Охотск. К началу XIX века проблемы безопасности были решены, и Сибирский тракт стал идти гораздо южнее: Тюмень, Ялуторовск, Ишим, Томск, Красноярск, Иркутск.

Десятилетиями в России шли споры о необходимости железных дорог. На Николая I в Англии 1844 года произвел большое впечатление паровоз Стефенсона. Но российские противники железных дорог, владельцы гужевого, водного транспорта собрали контрдоводы: загрязнение воздуха, дороговизна работ, опасность пожаров от искр. Пугали: колею занесет снег, из-за чего первую железную дорогу Петербург – Царское Село (ее прозвали «придворной каруселью») сделали на излишне высокой земляной насыпи.

В дни вторжения Наполеона наши дороги сослужили древнюю, привычную службу. Помню удивление издателей моей «Истории российской цивилизации»: к карте войны 1812 года я добавил карты разгромов Пруссии 1806 года, Австрии 1809‑го… «Дистанции огромного размера», как сказано у Грибоедова. Там корпуса наполеоновских маршалов наступают широким фронтом, разрезая, охватывая, громя части противника. В России от Смоленска до Москвы (и обратно) – тянутся в одну ниточку, «гуськом ». Наполеон на вопрос о столь не-обычном (и пагубном для него) движении отвечал: «Я не отважился пустить корпуса по разным направлениям, так как ничто не доказывало существования удобопроходимых дорог»…

Однако российское общество посчитало: эта «служба» дорог/бездорожья в 1812 году послужила стране в последний раз. Всеобщее отношение к состоянию российских дорог стало сугубо критическим. Тогда и родилась фраза знаменитая, хотя спорного1 авторства: «В России две беды: дураки и дороги».

1 Периодически приписывалась Карамзину, Пушкину, Гоголю.

Логистика начинается

Генерал
Генрих
Жомини

А ведь именно та война, кроме взятия Парижа, передала России генерала Антуана-Анри Жомини (на русской службе Генрих Вениаминович Жомини – Прим. ред.) – теоретика и практика, создателя современной военной логистики. Швейцарец, взлетевший на французской службе, высоко ценимый Наполеоном2 и потому притесняемый его начштаба Бертье, в 1813 году перешел на русскую службу. Сопровождал Александра I на Венском конгрессе, создавал в Петербурге Академию Генштаба, преподавал стратегию цесаревичу Александру.

2 Спасение остатков «Великой армии» у Березины называют заслугой Жомини.

Жомини показал роль снабжения в наполеоновских войнах, работу офицеров генштаба Франции (maréchal de logis). Французское logis (организация маршей) из его книг вошло в мировой оборот. Так что теорией логистики Россия была обеспечена. Даже слишком. Знаменитый герой 1812 года, поэт, генерал Денис Давыдов высмеивал новое поколение штабистов:

«Говорят умней они… Но что слышим от любова? Жомини да Жомини! А об водке – ни полслова!»3

3 Этот фрагмент часто цитировали. Интересно сопоставить: именно наполеоновская логистика, за которую отвечал Жомини, была главной целью ударов партизан, в том числе Давыдова.

Но практика логистики… Именно она предопределила исход Крымской войны, – факт, заслоняемый набором поверхностных штампов.

«Отсталость вооружения»? Да, по вооружению, тактике русская армия осталась копией, можно сказать, «фотографией» той, взявшей Париж. Франция и Англия, в 1814 году равные нам по вооружению, за сорок лет совершили скачок: нарезные ружья и артиллерия, паровой флот. Но даже те новации еще не гарантировали поражения, будь у нас железные дороги. Миллионную армию приходилось держать разбросанной по побережьям Балтийского и Черного морей, по границам с Австрией и Пруссией. Даже когда выяснялось, что где-то угроза десанта миновала (или где-то возникла большая), войска переходили по 5–8 месяцев, редея от болезней, с боезапасом – тем, что на себе.

Первая железная дорога в Крыму

Первый, маневренный период в Крыму: проиграно три сражения, одно все же выиграно – при Балаклаве. За скорострельные нарезные ружья, пушки противника расплачивались по повышенному коэффициенту потерь, но то еще была война, похожая на предыдущие, с какими-то шансами у нас. А затем артиллерийские дуэли в Севастополе превратились просто в соревнование по подвозу снарядов, замене выбывших орудий, расчетов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Очень мутные дела Очень мутные дела

«Сны Алисы»: проблемы подростков в условиях паранормального русского Севера

Weekend
От Байкала до Амура, из Империи в Федерацию От Байкала до Амура, из Империи в Федерацию

Байкало-Амурская магистраль: важная иллюстрация в книге «История СССР, России»

Знание – сила
Насколько безопасны облачные хранилища: обсуждаем с экспертом Насколько безопасны облачные хранилища: обсуждаем с экспертом

Насколько защищена информация в облачных хранилищах?

CHIP
Секс за деньги, многомужество и проглатывание крайней плоти: необычные сексуальные традиции разных стран Секс за деньги, многомужество и проглатывание крайней плоти: необычные сексуальные традиции разных стран

У каждого народа есть свой свод правил, диктующий сексуальное поведение

Psychologies
Привыкшие к зеркалу и к сородичам мыши прошли зеркальный тест Привыкшие к зеркалу и к сородичам мыши прошли зеркальный тест

Ученые определили, что отвечает за распознавание себя в зеркале

N+1
Семинарист, журналист, революционер Семинарист, журналист, революционер

У Булгакова Петлюра предстаёт персонажем мистическим, почти Антихристом

Дилетант
Физики обжали скирмионную струну хопфионным кольцом Физики обжали скирмионную струну хопфионным кольцом

Физики пронаблюдали образование хопфионных колец вокруг скирмионных струн

N+1
Коллекционер Михаил Царев: Мы сохранили целое поколение искусства Коллекционер Михаил Царев: Мы сохранили целое поколение искусства

Почему коллекционер Михаил Царев беспокоится за современную российскую арт-сцену

СНОБ
Пить русское вино: выносимая легкость и яркость вкуса Пить русское вино: выносимая легкость и яркость вкуса

Российское виноделие идет в рост, но до появления развитой индустрии пока далеко

Монокль
А вы испытывали осознанные сны? В будущем маска для сна позволит контролировать сновидения! А вы испытывали осознанные сны? В будущем маска для сна позволит контролировать сновидения!

Головной убор «Halo» сможет вызывать состояние осознанного сна

ТехИнсайдер
Универмаг как кузница новых брендов Универмаг как кузница новых брендов

Николай Константинов о том, как и зачем создавать универмаги русской моды

Монокль
Плюсы минуса Плюсы минуса

Варианты отдыха для тех, кто не хочет сидеть на месте

Men Today
Метаморфозы Иракли Метаморфозы Иракли

Ираклий Пирцхалава редкий гость в Москве, но интервью получилось интересным!

OK!
Саранча как двигатель прогресса… Саранча как двигатель прогресса…

Как работает искусственный интеллект на основе «роевого интеллекта» насекомых?

Знание – сила
Вся правда о мандаринах: какие самые сладкие и без косточек. И самое главное: сколько килограммов в день можно съесть? Вся правда о мандаринах: какие самые сладкие и без косточек. И самое главное: сколько килограммов в день можно съесть?

Как выбрать вкусные мандарины и сколько их можно съесть

ТехИнсайдер
Кто позолотил яйца Кто позолотил яйца

Ведомства не хотят верить в объективные экономические причины удорожания яиц

Монокль
Сбитый гонщик Сбитый гонщик

«Феррари»: разочаровывающий долгострой Майкла Манна

Weekend
Нет радости от жизни, ничего не хочу: что такое ангедония и почему она есть у многих Нет радости от жизни, ничего не хочу: что такое ангедония и почему она есть у многих

Нет сил вставать с кровати, не хочешь путешествовать, встречаться с друзьями

VOICE
Одиночество назвали независимым фактором риска смерти от всех причин Одиночество назвали независимым фактором риска смерти от всех причин

Связаны ли как-то одиночество и смерть? Отвечают ученые

N+1
Россияне пока не догоняют Россияне пока не догоняют

Как сравнить уровень жизни в разных странах?

Монокль
7 опасных привычек водителя, от которых надо избавляться, пока не поздно 7 опасных привычек водителя, от которых надо избавляться, пока не поздно

Перечисляем неочевидные моменты, которых стоит категорически избегать за рулем

Maxim
Лингвисты в утробе матери. Как дети начинают осваивать язык еще до рождения Лингвисты в утробе матери. Как дети начинают осваивать язык еще до рождения

Можно ли считать маленьких детей прирожденными лингвистами?

СНОБ
А мы тебя ждали А мы тебя ждали

Как впустить в жизнь новое – разбираемся с психологом Еленой Голяковской

Новый очаг
«В станкостроении науки не существует» «В станкостроении науки не существует»

Прикладной науке, в советском понимании, в современно мире места быть не может

Монокль
Городская легенда Городская легенда

Tank 300 City. Теперь и в ритме мегаполиса

Автопилот
Обретенная история Обретенная история

Книга Михаила Бирюкова о Мстёре — поселке иконописцев — и настоящем чуде

Seasons of life
Загадки Третьего рейха Загадки Третьего рейха

Аненербе – самая таинственная организация в новейшей истории человечества

Зеркало Мира
Как праздновали Новый год в царской России и в Советском Союзе? Как праздновали Новый год в царской России и в Советском Союзе?

История праздника, который мы любим больше всего

Караван историй
Что такое инулин, чем полезен и в каких продуктах содержится Что такое инулин, чем полезен и в каких продуктах содержится

Инулин — это разновидность пребиотика, который присутствует во многих овощах

РБК
Открыть в приложении