Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки

Знание – силаИстория

От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века

Войне 1853—1856 годов, называемой Восточной, Турецкой, Крымской, я предложил название, вынесенное в заглавие этого очерка, и в сериях статей и документальных фильмов веду обоснование этого вплоть до популярных ныне «логистических цепочек».

Игорь Шумейко

700 лет до Жомини

Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки. Ключевский в «Курсе русской истории» с удивлением констатировал: «Незаметно хозяйственного различия по почвенным и ботаническим полосам». (То есть от широты южнее Киева и до районов севернее Новгорода, на совершенно разных почвах, в окружении разной фауны, флоры наши предки вели почти идентичные хозяйства). Зато, итожит Ключевский, «речная сеть оказала более раннее и сильное действие на разделение труда».

Транспорт России как самостоятельная отрасль ведет отсчет от Манифеста 1809 года Александра I: «Распространение земледелия и промышленности, возрастающее население… превосходят уже меру прежних путей сообщения». Было образовано Управление водными и сухопутными путями сообщения, включавшее гражданское Главное управление и военный Корпус инженеров.

Бурлаки-грузчики. Саратов

Накануне железнодорожной эры в России было более 3200 почтовых станций, 38 000 лошадей. Гужевые перевозки: летом занято 800 000 человек, зимой 300 000. К российским путейцам можно приписать бурлаков. 100 000 человек проводили 6000 барж, 5000 плотов по Тихвинскому пути (924 км) от Петербурга до Рыбинска («Бурлацкая столица»), по Мариинской (1143 км) и Вышневолоцкой (1440 км) системам, по Волге, Тверце, Волхову, Ладоге, Неве.

Гужевые перевозки

«Пароход Черепановых» справедливо числят вторым после паровоза Стефенсона. «Горный журнал» (1835): «Пароход ходит в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажен чугунным колесопроводам, возит более 200 пудов тяжести со скоростью до 15 верст в час». Но характер крепостной промышленности сказался: вместо «парохода» на рельсы встали вагонетки, движимые лошадьми. Так что в мировом списке рекордов за Черепановыми не только второй после Стефенсона, но, увы, и первый в истории паровоз, уступивший дорогу конке.

«Пароход» братьев Черепановых

Раскисавшие в три сезона из четырех сухопутные дороги – фактор обороны, их качество не заботило российские правительства в период нашествий. Эта связь видна в траекториях Сибирского тракта. До «замирения народов » путь шел через Пермь, «златокипящую Мангазею» (близ Салехарда прижимаясь к Ледовитому океану), Тару, Якутск, Охотск. К началу XIX века проблемы безопасности были решены, и Сибирский тракт стал идти гораздо южнее: Тюмень, Ялуторовск, Ишим, Томск, Красноярск, Иркутск.

Десятилетиями в России шли споры о необходимости железных дорог. На Николая I в Англии 1844 года произвел большое впечатление паровоз Стефенсона. Но российские противники железных дорог, владельцы гужевого, водного транспорта собрали контрдоводы: загрязнение воздуха, дороговизна работ, опасность пожаров от искр. Пугали: колею занесет снег, из-за чего первую железную дорогу Петербург – Царское Село (ее прозвали «придворной каруселью») сделали на излишне высокой земляной насыпи.

В дни вторжения Наполеона наши дороги сослужили древнюю, привычную службу. Помню удивление издателей моей «Истории российской цивилизации»: к карте войны 1812 года я добавил карты разгромов Пруссии 1806 года, Австрии 1809‑го… «Дистанции огромного размера», как сказано у Грибоедова. Там корпуса наполеоновских маршалов наступают широким фронтом, разрезая, охватывая, громя части противника. В России от Смоленска до Москвы (и обратно) – тянутся в одну ниточку, «гуськом ». Наполеон на вопрос о столь не-обычном (и пагубном для него) движении отвечал: «Я не отважился пустить корпуса по разным направлениям, так как ничто не доказывало существования удобопроходимых дорог»…

Однако российское общество посчитало: эта «служба» дорог/бездорожья в 1812 году послужила стране в последний раз. Всеобщее отношение к состоянию российских дорог стало сугубо критическим. Тогда и родилась фраза знаменитая, хотя спорного1 авторства: «В России две беды: дураки и дороги».

1 Периодически приписывалась Карамзину, Пушкину, Гоголю.

Логистика начинается

Генерал
Генрих
Жомини

А ведь именно та война, кроме взятия Парижа, передала России генерала Антуана-Анри Жомини (на русской службе Генрих Вениаминович Жомини – Прим. ред.) – теоретика и практика, создателя современной военной логистики. Швейцарец, взлетевший на французской службе, высоко ценимый Наполеоном2 и потому притесняемый его начштаба Бертье, в 1813 году перешел на русскую службу. Сопровождал Александра I на Венском конгрессе, создавал в Петербурге Академию Генштаба, преподавал стратегию цесаревичу Александру.

2 Спасение остатков «Великой армии» у Березины называют заслугой Жомини.

Жомини показал роль снабжения в наполеоновских войнах, работу офицеров генштаба Франции (maréchal de logis). Французское logis (организация маршей) из его книг вошло в мировой оборот. Так что теорией логистики Россия была обеспечена. Даже слишком. Знаменитый герой 1812 года, поэт, генерал Денис Давыдов высмеивал новое поколение штабистов:

«Говорят умней они… Но что слышим от любова? Жомини да Жомини! А об водке – ни полслова!»3

3 Этот фрагмент часто цитировали. Интересно сопоставить: именно наполеоновская логистика, за которую отвечал Жомини, была главной целью ударов партизан, в том числе Давыдова.

Но практика логистики… Именно она предопределила исход Крымской войны, – факт, заслоняемый набором поверхностных штампов.

«Отсталость вооружения»? Да, по вооружению, тактике русская армия осталась копией, можно сказать, «фотографией» той, взявшей Париж. Франция и Англия, в 1814 году равные нам по вооружению, за сорок лет совершили скачок: нарезные ружья и артиллерия, паровой флот. Но даже те новации еще не гарантировали поражения, будь у нас железные дороги. Миллионную армию приходилось держать разбросанной по побережьям Балтийского и Черного морей, по границам с Австрией и Пруссией. Даже когда выяснялось, что где-то угроза десанта миновала (или где-то возникла большая), войска переходили по 5–8 месяцев, редея от болезней, с боезапасом – тем, что на себе.

Первая железная дорога в Крыму

Первый, маневренный период в Крыму: проиграно три сражения, одно все же выиграно – при Балаклаве. За скорострельные нарезные ружья, пушки противника расплачивались по повышенному коэффициенту потерь, но то еще была война, похожая на предыдущие, с какими-то шансами у нас. А затем артиллерийские дуэли в Севастополе превратились просто в соревнование по подвозу снарядов, замене выбывших орудий, расчетов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Александр Зацепин: «Мне очень повезло с Гайдаем» Александр Зацепин: «Мне очень повезло с Гайдаем»

Его часто называют гением киномузыки, а коллеги дали прозвище Железный Шурик

Коллекция. Караван историй
Терруар: зазеркалье Терруар: зазеркалье

Российское виноделие переживает второе рождение

Вокруг света
«Городок» «Городок»

Юмористическое шоу «Городок», выходило с 1993 по 2012 г.

Правила жизни
Женская линия Женская линия

Приглашенных главреда у нас сегодня два. Вернее, две: Юлия и Анна Пересильд

Psychologies
Как пить алкоголь на вечеринке, чтобы не напиться и избежать похмелья Как пить алкоголь на вечеринке, чтобы не напиться и избежать похмелья

Как надо пить, чтобы чувствовать себя хорошо на празднике

VOICE
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Исследование: у владельцев собак риск развития деменции на 40% ниже Исследование: у владельцев собак риск развития деменции на 40% ниже

Люди старше 65 лет, у которых есть собаки, намного реже страдают деменцией

ТехИнсайдер
Спорно, но задорно Спорно, но задорно

Гарик Харламов вспомнил и проанализировал историю конфликтов в своей жизни

Men Today
Лингвисты в утробе матери. Как дети начинают осваивать язык еще до рождения Лингвисты в утробе матери. Как дети начинают осваивать язык еще до рождения

Можно ли считать маленьких детей прирожденными лингвистами?

СНОБ
Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового

Урбанист Мария Туркина — о том, как взрастить из горожан блогеров

СНОБ
Цезарь и Антоний Цезарь и Антоний

Великий полководец и политик Гай Юлий Цезарь погрузил Рим в гражданскую войну

Дилетант
Император и историческая память Император и историческая память

Как Карл Великий превратился во «второго короля Артура»

Знание – сила
Аутизм у женщин: почему его так трудно выявить Аутизм у женщин: почему его так трудно выявить

Почему женщинам с РАС сложнее получить диагноз?

Psychologies
72 года Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять 72 года Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять

О пяти картинах из фильмографии Сокурова, которые уж точно необходимо увидеть

Правила жизни
Настоящий праздник в доме: что нужно сделать, чтобы живая елка простояла дольше Настоящий праздник в доме: что нужно сделать, чтобы живая елка простояла дольше

Как подготовить комнату, чтобы живая елка простояла дольше?

ТехИнсайдер
Орбитальные группировки навигационных спутников Орбитальные группировки навигационных спутников

Какие существуют спутниковые навигационные системы и из чего они состоят

Зеркало Мира
Бить или не бить Бить или не бить

Эксперимент, поставленный на аукционных торгах

Автопилот
«Нам пришлось снять шляпу перед нашей субстанцией» «Нам пришлось снять шляпу перед нашей субстанцией»

Наверное, каждый задумывался, как из неживой материи однажды появилась живая

Наука
5 черт поколения Y, которые могут его погубить 5 черт поколения Y, которые могут его погубить

Карьерный маркетолог выделила черты поколения Y, которые могут ему навредить

Psychologies
От «золотой клетки» к art of living От «золотой клетки» к art of living

Как изменились ценности покупателя элитной недвижимости за 30 лет

РБК
Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова

Как крепостной крестьянин стал одним из самых богатых людей Российской империи

Maxim
«Бытовой расизм в России существует, и это огромная проблема» «Бытовой расизм в России существует, и это огромная проблема»

Элла Манжеева о своем фильме «Белой дороги!» и калмыцком кинематографе

Weekend
Александр Мизёв Александр Мизёв

Харизматичный фрешмен Александр Мизёв намерен серьезно удивить

Собака.ru
Авиаторг уместен Авиаторг уместен

Росавиация забрала все рейсы на зарубежных направлениях у «Уральских авиалиний»

Монокль
Юбилей Тегеранской конференции: как смогли договориться победители Юбилей Тегеранской конференции: как смогли договориться победители

Со времени проведения Тегеранской конференции прошло 80 лет

Наука
Сколько секса нужно для счастья? Сколько секса нужно для счастья?

Сколько секса нам нужно?

Добрые советы
Курьера-инвалида уволили после жалобы клиентки: почему люди так боятся тех, кто на них не похож Курьера-инвалида уволили после жалобы клиентки: почему люди так боятся тех, кто на них не похож

Почему иногда мы так сильно хотим избавиться от тех, кто не похож на нас?

Psychologies
«Чувства Анны»: мир без любви «Чувства Анны»: мир без любви

Анна Меликян рассказывает классическую историю Золушки в фильме «Чувства Анны»

Монокль
Проверка для интеллигентов! В чем разница между мемуарами и автобиографией? Проверка для интеллигентов! В чем разница между мемуарами и автобиографией?

Что такое мемуары и чем они отличаются от автобиографии?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении