Платежи попали под прицел
Российский бизнес столкнулся с серьезными проблемами при проведении платежей в дружественных странах. США все сильнее давят на их банки, требуя внимательнее следить за транзакциями связанных с Россией компаний
Представители российского бизнес-сообщества в начале года стали чаще сталкиваться с трудностями при оплате закупленных в Китае товаров. Ряд китайских банков дольше рассматривает заявки на платежи, а некоторые виды расчетов — к примеру, через банковские карты третьих стран — и вовсе оказались недоступны.
Российские бизнесмены стараются приспособиться к изменившимся правилам игры, и санкционная война пока не помешала им продолжать импортировать широкую линейку самых разных товаров. Большая часть поставок сегодня идет через Китай. Для обхода санкций бизнесмены удлиняют цепочки компаний-прокладок, через которые оплачивают товары, а также присматриваются к альтернативным платежным решениям — бартеру и крипте. Но в целом выстроить антисанкционную систему платежей нам еще только предстоит.
Американское вето
В конце прошлого года президент США Джо Байден подписал указ, позволяющий вводить санкции против финансовых организаций со всего мира, если через них оплачивают санкционное оборудование и материалы. Как правило, речь идет о товарах двойного назначения, которые может использовать российский ВПК. В Штатах тогда прямо заявили, что россияне научились использовать финансовых посредников для закупки важных военных компонентов — полупроводников, станков, оптических систем.
Банки из дружественных стран ужесточали свои требования для россиян на протяжении всего 2023 года — еще до этого указа. Они играли на опережение, опасаясь вторичных санкций. Но тогда это были скорее точечные меры, направленные на отдельных российских игроков — либо на предпринимателей, находящихся под санкциями, либо на отдельные компании. Со второй половины декабря реакция мирового финансового истеблишмента, у большинства из представителей которого есть бизнес-интересы в Великобритании и США, была уже более жесткой. Решения, принимаемые банками из дружественных стран, коснулись большого числа российских бизнесменов.
Так, в середине января небольшие частные турецкие банки разорвали корреспондентские отношения почти со всеми банками из России. Они также начали приостанавливать обработку платежей без формального закрытия договоров. Раньше российские банки открывали корсчета в Турции в лирах, долларах и юанях, некоторые турецкие банки принимали платежи даже в рублях. Сейчас российские компании стали массово жаловаться, что провести любой платеж из РФ даже в рублях и лирах, вне зависимости от того, идет ли он за подсанкционную группу товаров или за разрешенную к ввозу в страну продукцию, стало сложно. Платеж может идти несколько дней, так как банки в Турции проверяют все данные о том, что транзакция никак не связана с нарушением санкций. Могут запрашивать дополнительные документы. Анализируется вся цепочка поставки, от компаний требуют указывать конечных получателей и предоставлять декларацию на товар.
Примеру Турции последовал Гонконг. В январе стало известно, что крупнейшие банки материкового Китая отказываются принимать платежи из России, блокируются в том числе переводы в юанях. Так же, как и в Турции, проблемы наблюдаются со всеми платежами, а не только с теми, которые идут за товары, запрещенные к поставке в РФ.
Как рассказал «Моноклю» руководитель практики сопровождения международных проектов юридической компании CLS Александр Быков, гонконгские банки имеют сильные исторические связи с западным капиталом, поэтому они достаточно быстро прекратили принимать трансграничные платежи из России. «С компаниями из России сейчас продолжают работать только несколько банков из Гонконга — их можно пересчитать по пальцам одной руки. Они не закрывают счета, через них проходят платежи за неподсанкционные товары. Однако процедура прохождения проверок по таким платежам существенно усложнена. Если новая компания с российскими корнями регистрируется в Гонконге, банки из этого региона с ней работать не будут», — объяснил эксперт.
Ужесточили политику и несколько госбанков материкового Китая. Они стали тщательнее проверять россиян и даже граждан третьих стран, ведущих бизнес в России, и отказались совершать операции, которые нарушают санкции США. Надо отдать им должное, действуют они мягче, чем турецкие и гонконгские финучреждения: платежи за неподсанкционные товары не ограничены, они просто начали идти дольше, так как банки теперь запрашивают контракты, номенклатуру груза и назначение платежа.
По неофициальным данным, которые подтверждают источники «Монокля», речь идет о Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China и China Construction Bank. Все они являются крупнейшими финансовыми институтами страны и входят в так называемую большую четверку китайских банков.
По словам Александра Быкова, в прошлом году многие гонконгские компании, чья деятельность была связана с Россией, открывали NRA-счета (счета для нерезидентов) в банках на территории материкового Китая. Открыть счет можно было во многих банках, в том числе в Bank of China. Но уже в июне 2023 года Bank of China принял директивы, ограничивающие платежи из России, после чего под удар попали клиенты не только Bank of China, но и тех банков, для которых Bank of China являлся основным корреспондент-банком для перевода в юанях. Bank of China не прекратил работу с Россией, но стал действовать избирательнее. «Во второй половине прошлого года мы открывали там счета для крупных игроков, и они работают до сих пор. Для остальных же компаний двери наглухо закрыли, работать через этот банк они не могут», — объяснил юрист.
В начале же февраля опасения по поводу сопровождения платежей по нашей внешней торговле усилились — после новости о том, что еще один китайский банк, Chouzhou Commercial, ужесточил перед китайским Новым годом проведение операций с российскими и белорусскими импортерами. Вообще, этот банк официально даже не работает с российскими компаниями. Однако неофициально он стал настоящим хабом для российских импортеров. По данным источника «Монокля» на финансовом рынке, у Chouzhou Commercial с банками из СНГ более 100 прямых корреспондентских отношений. Этот банк знают очень многие компании, занимающиеся средним бизнесом, о нем слышали все директора финансовых департаментов крупных компаний. У многих бизнесменов там были открыты счета — не напрямую, а через аффилированные компании, зарегистрированные за пределами РФ.
«Через этот банк работали многие, так как он предлагал максимально понятные схемы платежей, давал возможность конвертации в западную валюту. Когда журналисты написали, что он больше не будет сотрудничать с российским бизнесом, у меня телефон буквально разрывался. Клиенты звонили и спрашивали, как им быть», — рассказывает Александр Быков. Он уточнил, что банк официально не сообщает о полном прекращении проведения операций с компаниями с российскими корнями — он заявил только о приостановке. Но клиенты из России разморозки после праздников не ждут и убеждены, что банк под давлением США плотно закрыл двери для российского бизнеса.