Не хлебом единым
Почему агробизнес считает важными инвестиции в социальные проекты
Дефицит кадров, стремление привлечь и удержать специалистов в сельской местности мотивируют компании АПК инвестировать в повышение качества жизни сотрудников: обеспечивать их жильем, строить детские сады, досуговые учреждения, организовывать качественное медицинское обслуживание и отдых. Доля таких вложений сравнительно небольшая в общем объеме инвестиций крупных игроков, однако, по их мнению, социальные проекты способствуют повышению лояльности работников, привлечению молодых специалистов и в целом улучшению имиджа отрасли.
Компании агросектора, особенно крупные, активно возвращаются к теме инвестиций в социальные проекты после частичной заморозки, вкладываются в поддержку местных сообществ и своих сотрудников. Такие инвестиции играют очень большую роль: крайне важно сокращать разрыв в уровне жизни между городом и селом или деревней, делать последние более привлекательными, в том числе для молодых специалистов, говорит директор группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Мария Калиновская.
АПК испытывает сильную нехватку кадров, поэтому инвестиции в развитие сельских территорий, а также в социальные проекты являются чрезвычайно нужными для привлечения, а главное — удержания сотрудников, соглашается старший консультант практик «Агропромышленный комплекс, пищевая промышленность» кадрового агентства Kontakt InterSearch Russia Анастасия Вяликова. Длительность работы в компании и вовлеченность сотрудников напрямую взаимосвязаны с комфортом жизни, возможностью для развития супруги или супруга, наличием инфраструктуры для детей (детских садов, школ, кружков и т. д.), а также интересного досуга. При этом уровень инфраструктуры, жилищного фонда, медицинского обслуживания в сельской местности, как правило, сильно отстают от городского. Компании АПК активно инвестируют в социальное развитие территорий присутствия, и это служит большой поддержкой для муниципалитетов.
Развитие инфраструктуры — важнейшая задача
По мнению управляющего партнера Kasatkin Consulting Дмитрия Касаткина, в целом АПК с точки зрения зрелости развития и объема корпоративной социальной ответственности / ESG-программ можно оценить ниже среднего среди всех индустрий в России. Это объясняется небольшим количеством публичных компаний, зависимостью от субсидий, низкой концентрацией рынка, рисками бизнеса и трудностями долгосрочного планирования. «Если рассматривать отдельные сегменты агросектора, то лидерами по зрелости являются крупные компании (агрохолдинги), представляющие птицеводство, свиноводство, молочную промышленность, — перечисляет он. — Активность инвестиций в социальные программы также в значительной степени зависит от географии и от объекта — на что направлена программа».
Касаткин выделяет три основных направления социальных программ: это поддержка сотрудников и их семей, развитие регионов присутствия и программы по защите окружающей среды. Зачастую компании берут на себя ответственность за развитие и поддержку персонала, а также экологические и волонтерские инициативы, а благотворительными проектами и развитием регионов присутствия занимаются отдельные фонды акционеров компаний, обращает внимание он. «Из-за такого разделения и отсутствия отчетности достаточно сложно оценить полноту программ в индустрии», — признает он.
По оценке Касаткина, наиболее популярны программы поддержки и развития персонала и семей сотрудников: расширенные инструменты социальных компенсаций (ДМС, выплаты на ребенка, организация досуга и отдыха, скидки на продукцию / партнерские программы), программы вовлечения сотрудников в инициативы корпоративной социальной ответственности (субботники, спартакиады, благотворительные сборы).
Программы защиты окружающей среды и экологии также активно освещаются компаниями. Наиболее значимые проекты — это инвестиции в дополнительные технологические надстройки, позволяющие сократить негативное влияние на окружающую среду (например, строительство очистных сооружений или замыкание цикла использования воды), внедрение экологичной упаковки.
На примере крупных агрохолдингов можно говорить, что ключевым направлением для социальных инвестиций является образование, поскольку важно повышение престижа специальностей, связанных с работой в АПК, также популярны культура, спорт, поддержание необходимой инфраструктуры, ремонт социальных учреждений, перечисляет Калиновская. Кроме того, большинство экспертов важнейшей задачей признают развитие сельской инфраструктуры — социальной, транспортной, информационной. Конечно, часть инвестиций идет «по просьбе» местных администраций, но есть и системные долгосрочные программы и проекты компаний, в первую очередь направленные на своих сотрудников и их семьи, добавляет она. «При этом необходимой, но остающейся без должного внимания является задача создания и продвижения в СМИ положительного образа современной жизни на селе и работы в АПК», — обращает внимание Калиновская.
Вяликова среди наиболее популярных направлений социальных инвестиций агробизнеса выделяет поддержку школ и других детских учреждений, домов культуры, возведение храмов. Большинство агрохолдингов вкладываются в развитие спорта (строительство спортплощадок, оплата сотрудникам фитнес-клубов и т. д.), организацию праздников для поселений в регионах работы. «Большое внимание уделяется и здравоохранению: все чаще участники агрорынка включают в социальные пакеты ДМС, помощь при болезни, путевки в санатории, поддержку беременных сотрудниц», — знает она. Все это, безусловно, способствует повышению привлекательности отрасли, привлечению в нее молодежи и повышению лояльности сотрудников к компании, считает Вяликова.
Жилищные программы — среди приоритетов
Группа «ФосАгро» в 2023 году сохранила на рекордном уровне 2022-го объем средств на поддержку социальных и благотворительных проектов: уже два года подряд эта цифра превышает 12,5 млрд руб. — почти в 2,5 раза больше, чем в 2021-м. За 10 лет поддержка социальных и благотворительных проектов увеличилась почти в семь раз, с 1,9 млрд руб. «Вклад компании в социально-экономическое развитие территорий деятельности предприятий обширен и многообразен. Мы направляем значительные средства на нужды местных сообществ, благотворительность и развитие инфраструктуры. Стабильность и успех родных для нас регионов — важный фактор устойчивого развития группы, — говорит представитель компании. — В рамках соглашений с местными властями о социально-экономическом сотрудничестве мы реализуем программу “Наши любимые города”. Активно развиваем и благоустраиваем городскую среду, поддерживаем медицину, направляя значительные средства на обновление оборудования и закупку медикаментов в местных больницах, ремонтируем и оснащаем современными мультимедийными средствами подшефные школы и колледжи».
В городах присутствия компания создает современную спортивную инфраструктуру: это и центр лыжного спорта в Волхове, и спортивный центр с бассейном и тренажерным залом в Череповце, и современный тренажерный зал в Балакове. «Ключевой вехой 2023 года стал 20-летний юбилей социального проекта “Детям России — образование, здоровье и духовность” (ДРОЗД). Во всех регионах присутствия “ФосАгро” в рамках ДРОЗДа действуют 70 секций по 26 видам спорта, открыты творческие студии и классы дополнительного образования. В них на постоянной основе бесплатно занимаются более 7,6 тыс. детей. Всего за 20 лет школу ДРОЗДа прошли более 150 тыс. воспитанников», — комментирует представитель компании.
Всем работникам «ФосАгро» доступен широкий перечень льгот и гарантий. «Кроме достаточно распространенных, таких как предоставление медицинских услуг по программе ДМС, корпоративного обучения, материальной помощи, мы организуем детский летний и экскурсионный отдых, оздоровительный отдых для работников в пансионатах и в собственных корпоративных санаториях и базах отдыха, поддерживаем ветеранов, — перечисляет представитель компании. — Расширяем корпоративную жилищную программу, благодаря которой почти 3 тыс. семей наших сотрудников улучшили свои жилищные условия. На всех предприятиях компании функционируют бесплатные современные физкультурно-спортивные объекты, центры корпоративного питания, музейные и интерактивно-познавательные комплексы. Проводится большое количество культурно-массовых мероприятий».
«Мираторг» в социальных инвестициях делает ставку на развитие профессионализма и сельской инфраструктуры для повышения качества жизни и труда своих работников. Сейчас в компании 41 тыс. работников — преимущественно это жители сел и деревень, рядом с которыми за последние годы появились предприятия агрохолдинга. За прошедший год зарплаты на предприятиях «Мираторга» выросли в среднем на 30 %, их пересматривали несколько раз за год. Действует корпоративный транспорт: автобусы доставляют сотрудников на смену и развозят обратно. Маршруты выстраивают так, чтобы всем было удобно, и регулярно оптимизируют, включают новые адреса, рассказывают в пресс-службе компании. Сотрудников обеспечивают рабочей одеждой и обувью, есть столовые, механизаторам доставляют питание в поля.
«Агрохолдинг решает и один из самых главных вопросов — жилищный. Многим сотрудникам оплачивают аренду жилья, есть специально построенные коттеджи на фермах. В Брянской и Белгородской областях появились целые микрорайоны, созданные на средства компании. В Курске для работников выкупили два подъезда в новой многоэтажке, — сообщает пресс-служба компании. — Помогаем образовательным учреждениям в регионах присутствия: делаем ремонты, оснащаем компьютерами. В Белгородской области для детей тех, кто трудится в агрохолдинге, построили детский сад по уникальному австрийскому проекту». Кроме того, компания помогает приводить в порядок сельские дороги, объекты культуры, храмы. Налоговая политика построена так, чтобы отчисления получали не только региональный, но и местные бюджеты, — это тоже дополнительные возможности развития, отмечает пресс-служба «Мираторга».