Любовные письма женщин, которые избегали клише как в текстах, так и в отношениях

ForbesРепортаж

«Мой дорогой пока еще муж»: как признавались в любви Симона де Бовуар и Анна Франк

Стереотип о том, что сильная и независимая женщина непременно одинока, разрушают примеры тех, кто смог выразить себя и в любви, и в творчестве, и в борьбе за гендерное равенство. В этой подборке — любовные письма женщин, которые избегали клише как в текстах, так и в отношениях

Анна Бузанова, Мария Михантьева

Патти Смит (Фото Rita Barros / Getty Images)

Мэри Уолстонкрафт — Вильяму Годвину: как философ философу

Public Domain

Я запру всю свою доброту — но тонкая неуловимая сущность может просочиться при ходьбе — ты не знаешь, сколько нежности к тебе может вырваться в сладострастном вздохе, если воздух, как это часто бывает, даст приятное движение ощущениям, которые копились в моем сердце, когда я читала сегодня утром, время от времени напоминая себе, что написавший любит меня.

(1796)

Мэри Уолстонкрафт долгое время была известна только как мать писательницы Мэри Шелли, но сегодня она считается одной из ключевых фигур в становлении феминизма. Она писала романы, путевые заметки, а самый известный ее труд — трактат «В защиту прав женщины» (1792). Уолстонкрафт заявляла: женщины не уступают мужчинам по своей природе, а если они и кажутся менее развитыми и способными, то потому, что лишены равного с мужчинами воспитания и образования.

Уолстонкрафт в юности работала компаньонкой, учительницей и гувернанткой, открыла вместе с сестрами школу для девочек. В 1787 году она начала зарабатывать переводами и литературной критикой. Через своего издателя писательница и познакомилась с философом-анархистом Уильямом Годвином — и с первого взгляда его невзлюбила.

После того как Уолстонкрафт предложила некоему женатому мужчине открытый брак, но встретила отказ, ей пришлось уехать из страны, чтобы избежать скандала. Она оказалась во Франции, стала свидетельницей революции и, хотя поначалу считала, что это уникальный исторический шанс для народа обрести свободу, позже разочаровалась, увидев, во что страну превратил якобинский террор. Многие из ее друзей были казнены, саму Уолстонкрафт спас любовник-американец — он заявил, что они женаты, и в глазах французских властей она стала гражданкой Америки. Впрочем, вскоре он бросил Мэри с новорожденной дочерью. Несмотря на все потрясения, она в те годы завершила объемный труд «Исторический и моральный взгляд на Французскую революцию», в котором в том числе уделила внимание исторической роли женщин — от королевы Марии-Антуанетты (в ней Уолстонкрафт видела порочный продукт аристократического воспитания) до тех парижанок, которые своим походом на Версаль заставили королевскую семью бежать из дворца.

Возвратившись в Англию, писательница пыталась вернуть любовника, а потерпев неудачу, чуть было не покончила с собой. Но постепенно смирилась, снова занялась публицистикой, восстановила прежние связи и сблизилась со старым знакомым Годвином. Их переписка переросла в страстный роман. Они продолжали обмениваться любовными письмами даже после свадьбы: чтобы сохранить независимость, Мэри сняла себе отдельную квартиру.

Когда Годвин и Уолстонкрафт поженились в 1797 году, от них отвернулись многие друзья. Консервативно настроенные пришли в ужас оттого, что, оказывается, Мэри до этого не была замужем, как считалось (а значит, состояла в порочной связи). А прогрессивные, напротив, сочли, что Годвин предал собственные идеалы, ведь сам он в своих трудах критиковал институт брака. Тем не менее супруги были счастливы вдвоем. К сожалению, счастье было недолгим: в том же году Мэри умерла от родильной горячки, произведя на свет вторую дочь.

Убитый горем Годвин написал о ней мемуары, но тем самым невольно уничтожил репутацию покойной жены. Он честно рассказал о ее любовных связях и внебрачной дочери, поскольку сам считал это просто деталями биографии выдающейся женщины, — однако общество конца XVIII века не смогло принять подобного. На долгие годы о Мэри Уолстонкрафт забыли.

Кэтрин Мэнсфилд — Джону Марри: мужу и коллеге

Public Domain

Джек, не могу скрывать, что я чувствую сегодня. Я проснулась с тобой в моей груди и на моих губах. Джек, сегодня я ужасно люблю тебя. Весь мир исчез. Есть только ты. Я хожу, одеваюсь, ем, пишу, но все это время я дышу тобой.

(1915)

Кэтрин Мэнсфилд (1888–1923) — новозеландская писательница и критик, важная фигура в литературе модернизма. В 1903 году она приехала в Лондон, чтобы учиться в Королевском колледже, собиралась стать профессиональной виолончелисткой, но, начав сотрудничать со студенческой газетой, оставила музыку. По окончании учебы ненадолго вернулась в Новую Зеландию, но в 1908 году окончательно уехала в Европу, где кипела литературная жизнь.

Мэнсфилд вела богемный образ жизни, заводила многочисленные романы, в 1909-м вышла замуж за учителя пения Джорджа Боудена на 11 лет старше ее и бросила его тем же вечером.

В следующем году она отправила рассказ в новый авангардный журнал Rythm. Его отверг редактор Джон Миддлтон Марри. Их знакомство переросло в совместную работу — и отношения, которые были то страстными, то скорее дружескими, то исключительно профессиональными. Они расставались и сходились снова, работали, чтобы выплатить долги (издатель журнала сбежал с деньгами редакции), и искали врачей для Кэтрин — в 1917 году ей диагностировали туберкулез. В 1919-м она развелась с Боуденом и вышла замуж за Марри, а через две недели они разошлись, чтобы позже снова съехаться.

В 1923 году Кэтрин Мэнсфилд умерла в результате легочного кровотечения. Ее муж забыл оплатить похороны, так что поначалу ее захоронили в могиле для неимущих. Позже прах перенесли. Марри отредактировал и опубликовал рассказы, оставшиеся после нее, — последние годы стали для писательницы самыми продуктивными.

Роза Люксембург — Лео Йогихесу: о любви и революционной борьбе

Public Domain

Любимый, мое единственное сокровище!

Вот я в своем отеле, сижу перед столом и пытаюсь работать над прокламацией. Дёдю, мой родной! Мне не хочется работать! Голова раскалывается, улица гремит страшным шумом, комната ужасна... Я не выдерживаю! Я хочу вернуться к тебе! <...>

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как второй сезон сериала «Обоюдное согласие» рассказывает про домашнее насилие Как второй сезон сериала «Обоюдное согласие» рассказывает про домашнее насилие

Насколько реалистично российские сериалы показывают домашнее насилие?

Forbes
Не хлебом единым Не хлебом единым

Почему агробизнес считает важными инвестиции в социальные проекты

Агроинвестор
Никогда не оставайся Никогда не оставайся

Мотивы и маршруты перемещения кинорежиссеров в пространстве

Weekend
Последний поход генерала Юденича Последний поход генерала Юденича

Осенью 1919 года гражданская война в России достигла кульминации

Дилетант
3 правильных способа быстро сделать штробу в стене 3 правильных способа быстро сделать штробу в стене

Собрались заменить проводку в квартире или доме? Значит придется штробить стены

CHIP
Брендинг и средства индивидуализации, или как сберечь уникальность бренда? Брендинг и средства индивидуализации, или как сберечь уникальность бренда?

Поговорим о средствах индивидуализации, товарных знаках и знаках обслуживания

Наука и техника
Приправы и специи Приправы и специи

Специи и приправы не только согревают, но и обладают уникальными свойствами

Здоровье
Будет как шелковый Будет как шелковый

«Китайцы» снова на Кавказе

Автопилот
От первого лица: какие киберугрозы ждут нас в 2024 году От первого лица: какие киберугрозы ждут нас в 2024 году

Основные тренды, явления и события в области киберугроз

Forbes
6 важных документалок в жанре true crime: что они рассказывают нам о серийных убийцах и как влияют на полицейские расследования 6 важных документалок в жанре true crime: что они рассказывают нам о серийных убийцах и как влияют на полицейские расследования

Документальные фильмы о маньяках, которые обнажают болевые точки социума

Правила жизни
Продюсер Леонид Бурлаков: У меня до сих пор сохранилась вера в то, что у нашего человека хороший вкус Продюсер Леонид Бурлаков: У меня до сих пор сохранилась вера в то, что у нашего человека хороший вкус

Продюсер Леонид Бурлаков — о современной российской музыке

СНОБ
Коллаб года: Andro, ELMAN, TONI, MONA с песней «Зари» Коллаб года: Andro, ELMAN, TONI, MONA с песней «Зари»

ELMAN — о секрете написания хитов и о том, почему артистам так важны премии

ЖАРА Magazine
Око за оком Око за оком

Ослепление противников практиковалось с древнейших времён

Дилетант
Как подтянуть дряблую кожу после похудения? Вот что посоветовали эксперты! Как подтянуть дряблую кожу после похудения? Вот что посоветовали эксперты!

Как вы можете улучшить состояние своей кожи после потери веса?

ТехИнсайдер
Проявление любви и женской природы: почему нам до сих пор не платят за домашний труд Проявление любви и женской природы: почему нам до сих пор не платят за домашний труд

Почему домработнице и личному повару платят за их работу, домохозяйке — нет?

Forbes
Александр Басалыгин Александр Басалыгин

Особняк на Кадетской линии Васильевского Александр Брюллов перестроил под себя

Собака.ru
Сказке конец Сказке конец

Как порой из-за одной нелепой мелочи рушатся крепкие отношения с близкими людьми

Лиза
Наталия Воробьева: «Все сразу поняли, что Людоедка Эллочка — это я!» Наталия Воробьева: «Все сразу поняли, что Людоедка Эллочка — это я!»

Папа отказывался со мной выходить, когда я ему предлагала вместе поужинать

Коллекция. Караван историй
Чемоданные построения Чемоданные построения

Как Сергей Довлатов конвертировал внутреннюю эмиграцию во внешнюю

Weekend
В лакированной карете. Лев Оборин о романе «Петербург» Андрея Белого В лакированной карете. Лев Оборин о романе «Петербург» Андрея Белого

Как устроена книга Андрея Белого «Петербург»

СНОБ
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Литературные жанры подчиняются правилам, которые формируют их границы

Наука и жизнь
Это наследственное Это наследственное

Разборки с братьями, сыновьями и даже внуками среди Рюриковичей

Дилетант
Пиковая яркость экрана смартфона: есть ли в ней смысл Пиковая яркость экрана смартфона: есть ли в ней смысл

Что такое пиковая яркость экрана смартфона?

ТехИнсайдер
Эпоха романтизма Эпоха романтизма

Можно ли всегда ощущать себя немного влюбленным, даже не находясь в отношениях?

Grazia
Красота внутри Красота внутри

Минималистичный интерьер в доме сталинской постройки

SALON-Interior
Спасение для сладкоежек: чем можно заменить сахар без вреда здоровью Спасение для сладкоежек: чем можно заменить сахар без вреда здоровью

Все знают, что сахар — зло, но как удовлетворить свою потребность в десертах?

ТехИнсайдер
Кожа, в которой я пишу Кожа, в которой я пишу

«Американское чтиво»: умная сатира на политкорректность

Weekend
«Моя Римская империя»: почему в трудных ситуациях наши мысли фокусируются на чем-то странном и как это нам помогает «Моя Римская империя»: почему в трудных ситуациях наши мысли фокусируются на чем-то странном и как это нам помогает

Как зародился феномен «Моя Римская империя» и чем он полезен (или вреден)?

Psychologies
4 проверенных способа не срываться на детей 4 проверенных способа не срываться на детей

Как вернуть в общение с детьми радость?

Psychologies
Как «Рецепт любви» с Жюльет Бинош ищет формулу личного и профессионального счастья Как «Рецепт любви» с Жюльет Бинош ищет формулу личного и профессионального счастья

Как романтическая драма утоляет эмоциональный голод

Forbes
Открыть в приложении