Какова настоящая роль Северного морского пути в развитии Российской Арктики?

МонокльБизнес

Миф глубокой заморозки

В официальных документах, заявлениях чиновников и общественном сознании прочно обосновался тезис о Северном морском пути как международной транзитной трассе. Это ложная цель, недостижимая в обозримой перспективе, подменяющая истинную задачу СМП — помогать освоению Российской Арктики

Татьяна Гурова, Александр Ивантер

Атомный ледокол «Урал» проекта 22220 за работой. Буксировка во льдах требует синхронной работы команд обоих судов

По итогам 2023 года оборот Северного морского пути поставил новый рекорд: по трассе перевезено 36,2 млн тонн грузов. Это в пять с половиной раз больше советского максимума (6,6 млн тонн в 1987 году). Рывок произошел пять лет назад, когда к горнорудной продукции Норильского промышленного района, на протяжении нескольких десятилетий составлявшей основу грузовой базы СМП, добавились сначала нефть Нового порта, а затем сжиженный природный газ с проекта «НоваТЭКа» «Ямал СПГ». В работе еще несколько крупных арктических ресурсных проектов, которые должны, по крайней мере в заявленных планах и стратегических документах, уже в ближайшей перспективе кратно увеличить объем перемещаемых по СМП грузов.

И это без учета транзитного грузопотока. В последние годы все активнее внедряется тезис о перспективности Северного морского пути как полноценного маршрута международной морской логистики, альтернативного сопряженным с природными и военно-политическими рисками южным маршрутам — через Суэцкий и Панамский каналы и вокруг Африки. Считается, что помимо репутационных очков Россия сумеет заработать на северном транзите через свои воды-льды серьезные деньги.

Имеют ли эти надежды под собой достаточную почву? Что собой представляет Северный морской путь в исторической перспективе? Какова его настоящая роль в развитии Российской Арктики?

Обсудить проблематику Севморпути с нами согласился один из лучших российских специалистов по данной теме Михаил Григорьев, директор и совладелец консалтинговой компании «Гекон», приглашенный ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Сверху: Татьяна Гурова, Александр Ивантер. Снизу: Михаил Григорьев

Татьяна Гурова: Это второй подкаст журнала «Монокль». Сегодня мы будем говорить про Северный морской путь. Благодаря йеменским хуситам сегодня весь мир понимает, насколько важна мировая логистика. На фоне фактического разрушения маршрута через Красное море начался дикий рост цен на логистику во всем мире, и с новой интенсивностью заговорили о востребованности Северного морского пути, что представляется достаточно неожиданным, потому что этот путь пролегает через арктические льды в очень тяжелых природных условиях, то есть никак не кажется удобным для больших логистических маршрутов. Однако об СМП как транзите мечтают уже очень давно.

Если оттолкнуться не от текущего момента, а от момента, когда впервые заговорили об арктических маршрутах, нашем и северо-западном, американском, на чем основывались те, кто заговорил о нем?

Михаил Григорьев: На алчности. Европейцев и североамериканских колонистов в Арктику всегда влекла нажива. Сначала это был морской зверь, рыба, потом рухлядь («мягкой рухлядью» называли в XVII веке пушнину. — «Монокль»), потом стали добывать руды, потом нефть и газ.

Если говорить об истории развития Северо-Западного и Северо-Восточного проходов, то все это уходит в шестнадцатый век. Это было инициировано португальцами, испанцами, их движением в южные экзотические страны за пряностями, золотом и прочими дарами. Стали искать более короткие пути.

Т. Г.: Более короткие пути куда?

М. Г.: В Индию. Основной целью движения по Северо-Западному проходу была Индия.

Откуда возник Северный морской путь, или Северо-Восточный проход, как его первоначально называли? Поскольку европейцы стали развивать свои колонии в Тихом океане, России необходимо было найти более короткий выход в Тихий океан. И знаменитая фраза Михаила Ломоносова о том, что Россия должна прирастать Сибирью, подразумевала, что надо продублировать сухопутный путь, который позволял достичь Охотского моря, но был очень долгим (это была смесь путешествий по внутренним водным путям, конные перевозки и так далее). Михаил Васильевич говорил, что Северный Ледовитый океан — это та возможность, благодаря которой укрепится могущество России на тихоокеанских просторах.

То есть это было чисто логистическое решение, основанное на том, что надо находить более короткие пути. Вспомним Крымскую войну, которая была не только в Крыму. Она была на Балтике, на Тихом океане — Петропавловск-Камчатский снабжался из Кронштадта. Тогда Суэцкого канала не было, представляете, сколько они мимо мыса Доброй Надежды плыли?

Североамериканская компания, которая была учреждена в конце восемнадцатого века (имеется в виду Российско-Американская компания, получившая монопольное право на торговлю, промыслы и добычу полезных ископаемых на Аляске. — «Монокль») тоже снабжалась из Кронштадта, с огромными транспортными издержками. И поэтому идея была в том, чтобы обеспечить выход именно на эти рынки.

Т. Г.: И несмотря на тяжелые климатические условия, даже тогда, при тех технических возможностях, это было более выгодно, чем традиционные «южные» маршруты?

Русское северное мореходство до Главсевморпути

М. Г.: Тогда это вообще невозможно было реализовать, потому что к этому времени у нас был опыт арктического плавания только из Архангельска до Обской губа. Там ходили поморы-ушкуйники (так именовались участники военных походов, предпринимавшихся жителями Новгородской республики в XIV — начале XV века на гребных речных судах, которые назывались «ушкуй». — «Монокль»).

Давайте определимся, что такое Северный морской путь. Есть Северо-Восточный проход и Северо-Западный. Северо-Западный, который вы упомянули, — это водный маршрут, который соединяет Атлантический океан, имеется в виду Море Баффина, и Северный Ледовитый — это Море Бофорта. Как таковой трассы Северо-Западного прохода не существует. Это такая сетка из проходов между островами.

Саша Вольский

Северный морской путь, или Северо-Восточный проход, выглядит более унифицированным. Суда идут либо севернее Новой Земли, либо южнее, через пролив Карские ворота. Либо они идут с севера Новосибирских островов, где более глубоководная трасса.

Но вернемся к началу. К тому времени, когда Михаил Ломоносов писал свою замечательную докладную, был накоплен очень большой опыт у архангельцев. Это торговые вояжи в Мангазею (Мангазея — существовавший в XVII веке русский город в Сибири на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа на берегу реки Таз, центр оборота пушнины. — «Монокль»). Сначала они ходили через устье Оби, через Обскую губу и дальше поднимались по этой речке. Потом царь-батюшка запретил такие экзерсисы, опасаясь экспансии голландцев и англичан. Потому что в 1555 году англичане заехали в Архангельск будущий и основали русско-английское торговое взаимоотношение (впервые англичане прибыли в Россию в августе 1553 года, торговый корабль «Эдуард Бонавентура» вошел в устье Северной Двины и бросил якорь в 35 км от места, где в 1589 году будет основан Архангельск. Иван Грозный позволил англичанам торговать в России. В 1555 году в столице открылся Английский двор, а в Холмогорах и Вологде появились английские фактории. — «Монокль»).

Но Россия отдавала себя отчет в том, что это может плохо закончиться. Потом, когда мы закрыли этот ход, стали делать волок, через реку Юрюбей, через Ямал. И потом, к семнадцатому веку, все это в конце концов заглохло. В это время как раз и пишет Михаил Васильевич свою записку. Но технически тогда это было невозможно сделать. Это стало технически возможно только с появлением паровых судов c ледовым укреплением корпуса.

Т. Г.: Мы выяснили, что во времена Ломоносова это было невозможно. А стало возможно в первой трети двадцатого века. Но я так понимаю, что ничего не было сделано все равно.

Советский Союз в Арктике: промышленная и оборонная логистика

М. Г.: Ну что вы, нет. Когда в 1932 году создавалось Главное управление Северного морского пути, перед ним стояли четыре задачи.

Первая — экономическое развитие арктического региона. Вторая — обеспечение судоходства, которое позволит проводить эту манипуляцию. Дальше — развитие системы метеорологического наблюдения и радио. И четвертая задача — вовлечение коренных малочисленных народов в построение светлого будущего.

Более того, в 1934 году Главному управлению Северного морского пути был передан целый ряд предприятий, начиная со звероводческих колхозов и кончая добычей угля на Шпицбергене, добычей соли в устье Хатанги на Нордвике. И геологоразведочные работы тоже проводились Главсевморпутем. Вот я имел счастье двадцать лет отработать в Институте геологии Арктики, который как раз в 1948 году и отпочковался от горно-геологического отделения Главсевморпути.

Март 1938 г. Начальник дрейфующей станции «Северный полюс — 1» Иван Дмитриевич Папанин и Герой Советского Союза, действительный член Академии наук СССР, начальник Главного управления Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (слева направо) на ледоколе «Ермак». Точная дата и место съемки не установлены. ТАСС

Еще один момент, про который тоже не следует забывать: когда Алексей Максимович Горький организовал замечательную книгу про строительство Беломоро-Балтийского канала, там было сказано, что он был построен за год фантастически быстро и аккуратно. Задача заключалась в том, что одной из целей развития Северного морского пути была оперативная переброска военно-морского флота на дальневосточный театр военных действий.

И, кстати, первыми кораблями — не судами, а кораблями, — которые прошли по Беломоро-Балтийскому каналу, были эсминцы, подводные лодки и сторожевики. Сами понимаете, там ширина шлюзов 14 метров. Эсминцы не самые большие, но они туда пошли, сформировали Беломорскую флотилию.

Давайте зададим вопрос: почему в Арктической Канаде, почему у американцев на Аляске нет круглогодичного судоходства, почему у них нет ледоколов? По одной простой причине: у них нет задачи такой.

У американцев вообще только шахта цинковая Red Dog на Аляске, они вывозят летом руду через Берингов пролив. У канадцев это производство железной руды, производство концентрата в Milne Inlet на Земле Баффина. И тоже вывоз не более чем в течение пяти месяцев. Северо-Западный проход замирает на зиму. Там 36 тысяч человек живет на всем побережье. Он используется для чего? Это рыболовные суда, это круизники и местное судоходство.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорога в «парадиз» Дорога в «парадиз»

В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией

Дилетант
Времена меняются Времена меняются

Центральные банки должны изменить политику и подходы, чтобы быть эффективными

Деньги
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Баня или сауна: что для тебя полезнее Баня или сауна: что для тебя полезнее

Не знаешь, какую баню выбрать – нашу русскую, финскую сауну или турецкий хамам?

Лиза
Стать тачкой номер один в России Стать тачкой номер один в России

Как в провинциальном городке за десять лет вызрело экономическое чудо

Монокль
Десерты с wow-эффектом Десерты с wow-эффектом

Кондитер — профессия, где я смогла полностью реализовать свои способности

Bones
Нина Берия — комендант семейной крепости Нина Берия — комендант семейной крепости

Да, она была очень красивая женщина, а юной девушкой — можно себе представить!

Дилетант
Календарные перевертыши Календарные перевертыши

Откуда «лишний» день в календаре и какие приметы связаны с високосным годом

Лиза
«Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство» «Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство»

Как наши предки блудили на праздниках, говорили про секс и предлагали жениться

N+1
Нейроны ощутили сердцебиение механорецепторами и синхронизировались с ним Нейроны ощутили сердцебиение механорецепторами и синхронизировались с ним

Нейроны обонятельных луковиц синхронизируют свои осцилляции с сердцебиением

N+1
Андрогинная ведьма, звезда декаданса, пугало. Как одевалась поэтесса Зинаида Гиппиус Андрогинная ведьма, звезда декаданса, пугало. Как одевалась поэтесса Зинаида Гиппиус

Мужские костюмы, прозрачное платье, ожерелье из колец — стиль Зинаиды Гиппиус

СНОБ
Что происходит с китайскими электрокарами после ДТП. Лайфхак от экспертов Что происходит с китайскими электрокарами после ДТП. Лайфхак от экспертов

При авариях китайские электрокары отключаются, как их чинить?

РБК
Все о МКАД: что это за дорога и какая у нее история Все о МКАД: что это за дорога и какая у нее история

Как развивался и что собой представляет сегодня МКАД

РБК
«Она нимфоманка»: как стереотипы мешают женщинам проявлять инициативу в сексе «Она нимфоманка»: как стереотипы мешают женщинам проявлять инициативу в сексе

Почему быть женщиной с высоким либидо — это нормально

Forbes
Мокрая голова снизила ток в мозге при ударе молнии Мокрая голова снизила ток в мозге при ударе молнии

Влияние дождя на выживаемость при попадании молнии

N+1
Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был» Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был»

Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди!

Коллекция. Караван историй
Казус Донского Казус Донского

Как завещание Дмитрия Донского привело к междусобице на Руси

Дилетант
«Мой дорогой пока еще муж»: как признавались в любви Симона де Бовуар и Анна Франк «Мой дорогой пока еще муж»: как признавались в любви Симона де Бовуар и Анна Франк

Любовные письма женщин, которые избегали клише как в текстах, так и в отношениях

Forbes
Восполняем недостаток солнца в зимнее время: что надо знать о витамине D Восполняем недостаток солнца в зимнее время: что надо знать о витамине D

Чувствуете упадок сил, а кожа стала сухой и тусклой?

Psychologies
7 триллеров и детективов для интеллектуалов 7 триллеров и детективов для интеллектуалов

Книги из жанра тру-крайм, которые все еще способны вас удивить

Maxim
Почему важно сознательно заботиться о себе? Вот как это улучшит уровень жизни: простые факты Почему важно сознательно заботиться о себе? Вот как это улучшит уровень жизни: простые факты

Забота о себе и самодисциплина — две концепции, которые не кажутся связанными

ТехИнсайдер
Белка в доме: как ухаживать за грызуном Белка в доме: как ухаживать за грызуном

Стоит ли заводить белку в качестве домашнего животного?

ТехИнсайдер
Кто такие треш-стримеры и за что их наказывают Кто такие треш-стримеры и за что их наказывают

Отныне популярным блогерам больше не удастся уходить от ответственности

Maxim
Почему после стирки на одежде появляются дырки: 7 распространенных причин Почему после стирки на одежде появляются дырки: 7 распространенных причин

Почему и как стирка в стиральной машине может испортить одежду

ТехИнсайдер
«Шулеры» и дело Таубмана: самые громкие судебные процессы против аукционных домов «Шулеры» и дело Таубмана: самые громкие судебные процессы против аукционных домов

Как закончились самые заметные тяжбы в аукционной истории

Forbes
Бывший священник Сергий, школьница Баффи и братья Гримм. Мистические фильмы про охотников за нечистью Бывший священник Сергий, школьница Баффи и братья Гримм. Мистические фильмы про охотников за нечистью

Подборка самых известных охотников за темными силами из кино и сериалов

СНОБ
Короткая история «Тринадцати» — творческой группы начала XX века Короткая история «Тринадцати» — творческой группы начала XX века

Группа «13» началась с общего интереса ее участников к документальному рисунку

СНОБ
В каких странах принято пить с утра В каких странах принято пить с утра

Есть страны, в которых немного выпить за завтраком абсолютно нормально

Maxim
Приятных сновидений Приятных сновидений

Лучшее время для сна: во сколько лечь спать, чтобы отдохнуть и восстановить силы

Лиза
Что значит «sober curious», и как это может изменить вашу жизнь Что значит «sober curious», и как это может изменить вашу жизнь

Слышали ли вы когда-нибудь термин «выпивающий осознанно»?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении