Особое мнение | Врата миров
Монстры против супергероев
Кто сможет переплюнуть киновселенную Marvel?
В Голливуде новое увлечение — киновселенные. Все студии хотят «как у Marvel», но пока что ни у кого не получилось выйти на этот уровень. Давайте разберёмся, есть ли у них шанс или владельцы Marvel могут спокойно спать на своих горах золота.
Помните, как всё начиналось? В 2008 году Marvel просто сняли фильм про Железного человека и вставили после титров сценку с Ником Фьюри. «Невероятный Халк» снимался параллельно с «Железным человеком», и когда фильм с Дауни-младшим оказался хитом, Marvel вставили в «Халка» пару кадров с надписью Stark Industries и сцену после титров с появлением Тони. В «Железном человеке 2 » ввели сквозных второстепенных персонажей — Ника Фьюри и Чёрную вдову. Только затем появились «Тор» и «Первый мститель». Мысль о неминуемости «Мстителей» внедрялась в головы зрителей постепенно и только после того, как студия убедилась в успехе первого фильма и популярности Тони Старка.
Конкуренты Marvel, увы, не обладают таким терпением. Они хотят всего и сразу. Киновселенные анонсируют ещё до того, как выйдет хоть один фильм. Даже создатели «Меча короля Артура» грозились сделать на основе фильма «киновселенную», явно не понимая, что это означает.
Киновселенная Marvel для Голливуда сейчас эталон. Поэтому всех претендентов мы будем сравнивать с ней.
Претендент 1: Киновселенная DC (DC Extended Universe)
Идея: Серия фильмов про популярных супергероев, объединяющихся в команду в большом кроссовере под названием «Лига справедливости».
Козыри: В мире комиксов заслуги DC даже больше, чем у Marvel. Их вселенная проработана не хуже, а сами комиксы часто оказываются удачнее за счёт более глубоких характеров, сложных тем и мрачных историй. И Супермен, и Бэтмен попали на экран задолго до экранизаций Marvel и лучше известны широкой публике. Во главе киновселенной — Зак Снайдер, режиссёр «300 спартанцев» и «Хранителей», помешанный на комиксах и зрелищном экшене.
Проблемы и сравнение с эталоном: Запустить киновселенную а-ля Marvel DC пытались ещё в 2011 году с «Зелёным фонарём». Идея была разумной: скопировать успех «Железного человека». DC выбрали ироничного и харизматичного героя, достаточно популярного у фанатов, чтобы привлечь внимание. Увы, фильм вышел слабым, его не оценили ни фанаты, ни обычные зрители, ни критики. Многим из них как раз не хватало знаменитой зрелости и серьёзности DC.
После успеха «Мстителей» Warner Bros. хотели сразу снимать «Лигу справедливости», но, к счастью, одумались. Идея выдать кроссовер раньше сольных фильмов была обречена на провал. Сценаристам пришлось бы утрамбовать предыстории всех членов Лиги в два часа. Для сравнения, «Мстителям» предшествовали пять сольников — с членами команды зритель был уже знаком. Так что вместо «Лиги» в 2013 году вышел «Человек из стали», и у вселенной наконец-то появилось что-то вроде плана. Впрочем, премьеры до сих пор постоянно переносятся, а фильмы теряют режиссёров и актёров. На стройный многолетний план Marvel эта кутерьма похожа слабо.
Следующие два фильма едва не погубили репутацию киновселенной. «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» раскритиковали за недоработки в сюжете и мотивах персонажей, рваный монтаж, перегрузку деталями, топорные отсылки к будущим фильмам и плохое представление новых героев. Если Marvel делали элегантные камео-тизеры (например, первое появление Соколиного глаза в «Торе»), то в «Бэтмене против Супермена» показали подряд четыре ролика с компьютера Лекса Лютора.
Студийные боссы из критики фильма расслышали исключительно претензии к отсутствию юмора и срочно перемонтировали «Отряд самоубийц», чтобы сделать его лёгким и весёлым. В итоге «Отряд» потерял свою главную фишку: его герои должны быть злодеями! Тут фирменная мрачность DC как раз могла быть уместна. Хуже того, безумную любовь Харли Квинн и Джокера, достойную отдельного фильма (трилогии, чёрт возьми!), запихали в короткие флэшбеки, а основной сюжет посвятили тому, как малоизвестные злодеи спасают мир. Стоит ли говорить, как были разочарованы фанаты?