Что сдерживает перевод российской сельхозтехники на газомоторное топливо

АгроинвесторБизнес

Подать газу

Каков потенциал перевода российской сельхозтехники на газомоторное топливо

Елена Максимова

Цены на ГСМ для сельхозпроизводителей растут ежегодно. В 2023-м работу им дополнительно усложнил дефицит дизеля, который отмечался в ряде регионов страны как раз в период уборочной кампании в августе-сентябре. По оценке Минсельхоза, совокупные расходы аграриев на данный вид топлива превышают 240 млрд руб. в год. Использование вместо него природного газа позволило бы сократить затраты примерно на 20 %. Машиностроители тренд уловили и уже разрабатывают модели такой техники. А вот сами хозяйства с переходом на газ спешить не хотят. Главный стоп-фактор — отсутствие инфраструктуры: не только топливных заправок, но и сети газопроводов, хранилищ, специализированных цистерн и компрессорных станций.

2023 году, по данным Минсельхоза, на предприятиях агропромышленного комплекса эксплуатировалось более 15 тыс. ед. автомобилей, работающих на газомоторном топливе. Из них 3,8 тыс. ед. используют компримированный (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ), и за последнее время количество такой техники увеличилось более чем на 1,2 тыс. ед. Кроме того, в сельхозорганизациях эксплуатируется порядка 2 тыс. зерносушильных комплексов, также применяющих в качестве топлива природный газ (метан). Дополнительная потребность в таком оборудовании оценивается более чем в 500 ед., сообщила «Агроинвестору» пресс-служба министерства.

О том, что нужно повышать долю сельхозтехники, работающей на газомоторном топливе, агроведомство активно заговорило в прошлом году. Так, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отмечал, что газ имеет высокий потенциал в различных направлениях за счет своей экологичности и экономичности. Согласно оценке Минсельхоза, стоимость часа работы на тракторе МТЗ-82 при использовании дизельного топлива на начало 2023-го составляла 316 руб., а при использовании газодизеля — 237 руб. Еще ниже она становится, если применять СПГ или КПГ, — 172 руб. за час и 151 руб. соответственно. Таким образом, экономия на топливе при работе на сжиженном и компримированном газе по сравнению с дизтопливом оценивалась в 1,7 тыс. руб. и 1,9 тыс. руб. за одну смену, а для газодизеля — 953 руб.

По мнению аналитиков Россельхозбанка, рынок газомоторного топлива может стать одним из самых быстрорастущих, в том числе в рамках реализации ресурсосберегающих проектов в агропроме: потребление природного газа в качестве моторного топлива за пять лет может достигнуть 300–400 млн м3 в год, а количество работающей на нем техники — вырасти до 50– 70 тыс. ед.

Пока же, согласно информации «Газпром газомоторное топливо», в АПК на природном газе работают 1,3 % грузовых машин, 1,5 % легковых автомобилей и 2,3 % автобусов. При этом потенциал потребления метана как топлива в сегменте магистральной техники составляет 630 млн м3 в год, а в сегменте самоходной — почти 1 млрд м3, утверждает представитель пресс-службы компании. По ее данным, самыми крупными потребителями природного газа как моторного топлива в АПК сейчас являются агрохолдинг «Мираторг» и транспортная компания ITECO. В частности, в автопарке последней на метане работают 50 % машин, что позволяет ежегодно экономить на топливе порядка 1 млн руб. с единицы техники.

Пока на испытаниях

Рынок заговорил об идее перевода сельхозтехники на газ по нескольким причинам, комментирует партнер по развитию бизнеса консалтинговой компании «НЭО» Альбина Корягина. «Во-первых, перед газовой промышленностью стоит задача поиска новых рынков сбыта после закрытия европейского, — говорит она. — Во-вторых, это действительно давно назревший вопрос: газа у нас много, и он традиционно дешевле бензина и дизеля». По информации эксперта, до 7 % сельхозтехники — в первую очередь это тракторы, магистральные тягачи, грузовые машины, самосвалы, автомобили с цистернами — можно перевести на данный вид топлива. Рыночный потенциал его использования к 2030 году составит 378 тыс. т, добавляет она.

Производством автомобилей на газомоторном топливе в России уже давно занимается «КамАЗ», знает Корягина. Компания начала работы по созданию газового двигателя для своего модельного ряда еще в нулевых и на данный момент выпускает подобную технику серийно. «Недавно подключились и другие игроки, — рассказывает эксперт. — Например, “Ростсельмаш” представил свой газомоторный трактор, который может быть оснащен криогенной топливной системой, использующей, в частности, сжиженный или компримированный газ. Минский тракторный завод выводит на рынок тракторы “Беларус”, оснащенные газовыми двигателями мощностью 240 л. с. Серийное производство газовых двигателей РГК 820 для сельхозтехники разворачивает в Московской области “РариТЭК Холдинг”».

Подмосковное предприятие уже имеет соглашение с «Ростсельмашем» о создании новой версии СПГ-двигателя для тракторов. Первым опытом сотрудничества данных участников рынка стал трактор «Ростсельмаш 2375» (шестого тягового класса). На агромашину установили мотор RGK 820.636-380 максимальной мощностью 380 л. с., рассказывает управляющий товарной группой компании «Ростсельмаш» Олег Стецюк. Общая вместимость топливных баков трактора составляет 1,1 тыс. л сжиженного и 200 л компримированного природного газа, эксплуатационная — 990 л и 200 л соответственно. Заявленного объема хватает на 10 моточасов непрерывной работы машины в поле, утверждает он. А так как производство техники на газомоторном топливе имеет высокий экологический и экономический потенциал в сфере АПК, «Ростсельмаш» принял решение продолжить работы по созданию техники на СПГ, теперь уже и зерноуборочной, делится руководитель.

Рынку компания предложит машины на газе не раньше 2025 года — проект должен пройти испытания, сертификацию, валидацию, акцентирует внимание Стецюк. Весь цикл таких исследований технологического процесса газомоторной самоходной техники назначен на 2024 год — это полевые, тяговые, температурные проверки, тесты на соответствие безопасности, контроль массы и габаритов, сообщает он.

Предварительные же испытания трактора «Ростсельмаш 2375 СПГ» были проведены в холдинге «Агросила» в Татарстане еще в прошлом году. Трактор был задействован на двух полевых операциях: дискование с 4-рядной дисковой бороной шириной захвата 8,2 м и чизелевание на глубину 25 см с 5-метровым культиватором. Работы проходили на одном поле с дизельными аналогами российского и зарубежного производства, в идентичных условиях. Используемая борона была рассчитана на мощность трактора до 450 л. с. Газомоторная машина показала производительность на 12 % больше, чем эталонный образец на дизельном топливе, утверждает Стецюк. «На чизелевании в качестве эталона выступал трактор той же мощности, но на гусеничном ходу, важно было убедиться, что техника не потеряет в мощности при ее переводе с дизельного мотора на газовый, — рассказывает он. — Результатом стали 360 л. с. номинальной мощности и 380 л. с. — максимальной. Контрольные замеры показали, что трактор справляется с почвообрабатывающими орудиями».

При испытании трактора «Ростсельмаша» расход метана составил 6,8 л/га, при этом дизельного топлива для аналогичного трактора требуется 11 л/га, делится представитель «Агросилы». Технические неисправности и какие-либо проблемы по эксплуатации в период испытаний выявлены не были, информирует он, однако дополняет, что для принятия решения о внедрении в работу техники на газомоторном топливе требуется провести более продолжительные тесты, чтобы оценить фактические затраты на техническое обслуживание и ремонт.

В ноябре прошлого года в Набережных Челнах на производственной площадке «РариТЭК-Газомоторные топливные системы» (входит в структуру «РариТЭК Холдинга») состоялась церемония торжественного запуска новой линии производства криогенных баков, предназначенных для компактного хранения большого объема природного газа. В ходе мероприятия были достигнуты договоренности между заводом «Агромаш» и компанией «РариТЭК» о дальнейшем сотрудничестве в рамках реализации специального инвестиционного контракта, предусматривающего локализацию в Чувашии производства тракторов малой и средней мощности, которые будут оснащаться газомоторной топливной системой. Сам «Агромаш» еще в ноябре 2023 года сообщал, что уже в 2024-м запустит в производство новый гусеничный трактор «Агромаш 120ТГ» третьего тягового класса, двигатель которого также будет работать на газе.

Тестирование трактора с отечественным газовым двигателем (МТЗ-1221) в конце прошлого года начала и подведомственная Минсельхозу Поволжская машинно-испытательная станция. Испытания позволят и сельхозпроизводителям, и машиностроителям получить объективную информацию о возможностях данной машины в реальном производстве, пояснял представитель ведомства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трое в лодке: как участники списка Forbes Абрамов, Щербович и Мишин спасают лосося Трое в лодке: как участники списка Forbes Абрамов, Щербович и Мишин спасают лосося

Как миллиардеры помогают дикой природе и почему они это делают?

Forbes
Выживание белоголовых орланов зависит от здоровья луговых собачек Выживание белоголовых орланов зависит от здоровья луговых собачек

Луговые собачки являются важным ресурсом как минимум для четырех видов хищников

ТехИнсайдер
Высокое собрание Высокое собрание

Кто такой коллекционер? Эксперт? Знаток? Ценитель?

Правила жизни
Как в африканских странах осваивают криптовалюту и поможет ли это торговле с Россией Как в африканских странах осваивают криптовалюту и поможет ли это торговле с Россией

Какие цифровые инструменты можно использовать для торговли со странами Африки

Forbes
Авторы фильма о Раисе Горбачевой: Мы сняли кино о любви, которую победила политика Авторы фильма о Раисе Горбачевой: Мы сняли кино о любви, которую победила политика

Раиса Горбачева: чему нас может научить ее образ сегодня?

СНОБ
Белых пятен больше нет Белых пятен больше нет

Десять удивительных географических объектов, открытых в XX и XXI веке

Вокруг света
Сезонный переполох Сезонный переполох

Какие болезни чаще всего обостряются весной и что с этим делать

Добрые советы
«Слишком много на себя беру»: как справиться с перегрузкой социальными ролями «Слишком много на себя беру»: как справиться с перегрузкой социальными ролями

Как найти баланс между ожиданиями окружающих и нашим собственным благополучием

Psychologies
Ценное приложение: как поменялась мобильная разработка в России за последние 15 лет Ценное приложение: как поменялась мобильная разработка в России за последние 15 лет

Вехи развития отечественной мобильной разработки и что происходит с ней сегодня

Forbes
Первые роли 10 знаменитых современных актеров Первые роли 10 знаменитых современных актеров

Педро Паскаль, Милош Бикович, Тимати Шаламе и другие в своих первых ролях

Maxim
Джонсон и Джонсоны Джонсон и Джонсоны

Как семейный бизнес превратился в крупнейшую финансовую корпорацию

Деньги
«Они приходят к нам, когда у нас в глазах не видно боли. Но боль пришла» «Они приходят к нам, когда у нас в глазах не видно боли. Но боль пришла»

Собаки и кошки знаменитых поэтов и писателей

Караван историй
Оксана Акиньшина Оксана Акиньшина

В Оксане Акиньшиной сочетаются вещи, казалось бы, несовместные

Собака.ru
Хендмейд-косметика Хендмейд-косметика

Так ли безопасна хендмейд-косметика, как может показаться?

Здоровье
Премиальный полуприцеп заезжает в свободную нишу Премиальный полуприцеп заезжает в свободную нишу

«Вагнермайер Руссланд» намерен взять лучшее от своего зарубежного партнера

Монокль
Год на Бабушкинской Год на Бабушкинской

Автофикшен-рассказ Ксении Буржской. Забавный, непринужденно-бытовой, уязвимый

Правила жизни
Ребенок разумный: выбираем оптимальную стратегию Ребенок разумный: выбираем оптимальную стратегию

Какие сферы жизни и развития ребенка сейчас стали слабым звеном?

Psychologies
Самка бонобо попила воду из пустого стручка колы Самка бонобо попила воду из пустого стручка колы

Редкий случай использования инструментов дикими бонобо

N+1
Арт-крайм Арт-крайм

О тема искусства как объекта преступного посягательства! Она бесконечна

Правила жизни
Свободный доступ Свободный доступ

Что такое инклюзивная среда и почему этот тренд актуален для каждого

РБК
Как поддержать себя во время стресса: 4 шага Как поддержать себя во время стресса: 4 шага

Мы можем развить устойчивость к негативным факторам окружающей среды

Psychologies
Онежский адмирал: как увлеченный историей флота инженер создал уникальный музей Онежский адмирал: как увлеченный историей флота инженер создал уникальный музей

Уже в детстве Виктора Дмитриева захватил дух странствий и открытий

Forbes
Выжить после удара метеорита, авиакатастрофы и кораблекрушения: 10 самых везучих людей на планете Выжить после удара метеорита, авиакатастрофы и кораблекрушения: 10 самых везучих людей на планете

Рассказываем истории людей, которые прямо таки родились «под счастливой звездой»

ТехИнсайдер
Самки шимпанзе не перестали играть со своими детенышами в условиях нехватки пищи Самки шимпанзе не перестали играть со своими детенышами в условиях нехватки пищи

Ученые наблюдали за игровым поведением шимпанзе в течение десяти лет

N+1
В стиле города В стиле города

За окнами — конструктивистская архитектура, в интерьере — чистые, строгие линии

SALON-Interior
Всё как есть Всё как есть

Отвечаем на все актуальные вопросы по правильному питанию

Добрые советы
Двум древним китайцам в наказание ампутировали части ног Двум древним китайцам в наказание ампутировали части ног

Китайские ученые раскопали разновременной могильник Сяганьтан

N+1
Гори, гори ясно: зачем современные художники сжигают свои работы Гори, гори ясно: зачем современные художники сжигают свои работы

Современные художники и работы, которые они предавали огню или планировали сжечь

Forbes
Эта Барби — продюсер: как Марго Робби создает и поддерживает женское кино Эта Барби — продюсер: как Марго Робби создает и поддерживает женское кино

Как LuckyChap Entertainment спродюсировала «Барби»

Forbes
«Какого черта я не могу похудеть?»: разбираемся с психологом «Какого черта я не могу похудеть?»: разбираемся с психологом

Почему происходят срывы во время диет?

Psychologies
Открыть в приложении