Что сдерживает перевод российской сельхозтехники на газомоторное топливо

АгроинвесторБизнес

Подать газу

Каков потенциал перевода российской сельхозтехники на газомоторное топливо

Елена Максимова

Цены на ГСМ для сельхозпроизводителей растут ежегодно. В 2023-м работу им дополнительно усложнил дефицит дизеля, который отмечался в ряде регионов страны как раз в период уборочной кампании в августе-сентябре. По оценке Минсельхоза, совокупные расходы аграриев на данный вид топлива превышают 240 млрд руб. в год. Использование вместо него природного газа позволило бы сократить затраты примерно на 20 %. Машиностроители тренд уловили и уже разрабатывают модели такой техники. А вот сами хозяйства с переходом на газ спешить не хотят. Главный стоп-фактор — отсутствие инфраструктуры: не только топливных заправок, но и сети газопроводов, хранилищ, специализированных цистерн и компрессорных станций.

2023 году, по данным Минсельхоза, на предприятиях агропромышленного комплекса эксплуатировалось более 15 тыс. ед. автомобилей, работающих на газомоторном топливе. Из них 3,8 тыс. ед. используют компримированный (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ), и за последнее время количество такой техники увеличилось более чем на 1,2 тыс. ед. Кроме того, в сельхозорганизациях эксплуатируется порядка 2 тыс. зерносушильных комплексов, также применяющих в качестве топлива природный газ (метан). Дополнительная потребность в таком оборудовании оценивается более чем в 500 ед., сообщила «Агроинвестору» пресс-служба министерства.

О том, что нужно повышать долю сельхозтехники, работающей на газомоторном топливе, агроведомство активно заговорило в прошлом году. Так, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отмечал, что газ имеет высокий потенциал в различных направлениях за счет своей экологичности и экономичности. Согласно оценке Минсельхоза, стоимость часа работы на тракторе МТЗ-82 при использовании дизельного топлива на начало 2023-го составляла 316 руб., а при использовании газодизеля — 237 руб. Еще ниже она становится, если применять СПГ или КПГ, — 172 руб. за час и 151 руб. соответственно. Таким образом, экономия на топливе при работе на сжиженном и компримированном газе по сравнению с дизтопливом оценивалась в 1,7 тыс. руб. и 1,9 тыс. руб. за одну смену, а для газодизеля — 953 руб.

По мнению аналитиков Россельхозбанка, рынок газомоторного топлива может стать одним из самых быстрорастущих, в том числе в рамках реализации ресурсосберегающих проектов в агропроме: потребление природного газа в качестве моторного топлива за пять лет может достигнуть 300–400 млн м3 в год, а количество работающей на нем техники — вырасти до 50– 70 тыс. ед.

Пока же, согласно информации «Газпром газомоторное топливо», в АПК на природном газе работают 1,3 % грузовых машин, 1,5 % легковых автомобилей и 2,3 % автобусов. При этом потенциал потребления метана как топлива в сегменте магистральной техники составляет 630 млн м3 в год, а в сегменте самоходной — почти 1 млрд м3, утверждает представитель пресс-службы компании. По ее данным, самыми крупными потребителями природного газа как моторного топлива в АПК сейчас являются агрохолдинг «Мираторг» и транспортная компания ITECO. В частности, в автопарке последней на метане работают 50 % машин, что позволяет ежегодно экономить на топливе порядка 1 млн руб. с единицы техники.

Пока на испытаниях

Рынок заговорил об идее перевода сельхозтехники на газ по нескольким причинам, комментирует партнер по развитию бизнеса консалтинговой компании «НЭО» Альбина Корягина. «Во-первых, перед газовой промышленностью стоит задача поиска новых рынков сбыта после закрытия европейского, — говорит она. — Во-вторых, это действительно давно назревший вопрос: газа у нас много, и он традиционно дешевле бензина и дизеля». По информации эксперта, до 7 % сельхозтехники — в первую очередь это тракторы, магистральные тягачи, грузовые машины, самосвалы, автомобили с цистернами — можно перевести на данный вид топлива. Рыночный потенциал его использования к 2030 году составит 378 тыс. т, добавляет она.

Производством автомобилей на газомоторном топливе в России уже давно занимается «КамАЗ», знает Корягина. Компания начала работы по созданию газового двигателя для своего модельного ряда еще в нулевых и на данный момент выпускает подобную технику серийно. «Недавно подключились и другие игроки, — рассказывает эксперт. — Например, “Ростсельмаш” представил свой газомоторный трактор, который может быть оснащен криогенной топливной системой, использующей, в частности, сжиженный или компримированный газ. Минский тракторный завод выводит на рынок тракторы “Беларус”, оснащенные газовыми двигателями мощностью 240 л. с. Серийное производство газовых двигателей РГК 820 для сельхозтехники разворачивает в Московской области “РариТЭК Холдинг”».

Подмосковное предприятие уже имеет соглашение с «Ростсельмашем» о создании новой версии СПГ-двигателя для тракторов. Первым опытом сотрудничества данных участников рынка стал трактор «Ростсельмаш 2375» (шестого тягового класса). На агромашину установили мотор RGK 820.636-380 максимальной мощностью 380 л. с., рассказывает управляющий товарной группой компании «Ростсельмаш» Олег Стецюк. Общая вместимость топливных баков трактора составляет 1,1 тыс. л сжиженного и 200 л компримированного природного газа, эксплуатационная — 990 л и 200 л соответственно. Заявленного объема хватает на 10 моточасов непрерывной работы машины в поле, утверждает он. А так как производство техники на газомоторном топливе имеет высокий экологический и экономический потенциал в сфере АПК, «Ростсельмаш» принял решение продолжить работы по созданию техники на СПГ, теперь уже и зерноуборочной, делится руководитель.

Рынку компания предложит машины на газе не раньше 2025 года — проект должен пройти испытания, сертификацию, валидацию, акцентирует внимание Стецюк. Весь цикл таких исследований технологического процесса газомоторной самоходной техники назначен на 2024 год — это полевые, тяговые, температурные проверки, тесты на соответствие безопасности, контроль массы и габаритов, сообщает он.

Предварительные же испытания трактора «Ростсельмаш 2375 СПГ» были проведены в холдинге «Агросила» в Татарстане еще в прошлом году. Трактор был задействован на двух полевых операциях: дискование с 4-рядной дисковой бороной шириной захвата 8,2 м и чизелевание на глубину 25 см с 5-метровым культиватором. Работы проходили на одном поле с дизельными аналогами российского и зарубежного производства, в идентичных условиях. Используемая борона была рассчитана на мощность трактора до 450 л. с. Газомоторная машина показала производительность на 12 % больше, чем эталонный образец на дизельном топливе, утверждает Стецюк. «На чизелевании в качестве эталона выступал трактор той же мощности, но на гусеничном ходу, важно было убедиться, что техника не потеряет в мощности при ее переводе с дизельного мотора на газовый, — рассказывает он. — Результатом стали 360 л. с. номинальной мощности и 380 л. с. — максимальной. Контрольные замеры показали, что трактор справляется с почвообрабатывающими орудиями».

При испытании трактора «Ростсельмаша» расход метана составил 6,8 л/га, при этом дизельного топлива для аналогичного трактора требуется 11 л/га, делится представитель «Агросилы». Технические неисправности и какие-либо проблемы по эксплуатации в период испытаний выявлены не были, информирует он, однако дополняет, что для принятия решения о внедрении в работу техники на газомоторном топливе требуется провести более продолжительные тесты, чтобы оценить фактические затраты на техническое обслуживание и ремонт.

В ноябре прошлого года в Набережных Челнах на производственной площадке «РариТЭК-Газомоторные топливные системы» (входит в структуру «РариТЭК Холдинга») состоялась церемония торжественного запуска новой линии производства криогенных баков, предназначенных для компактного хранения большого объема природного газа. В ходе мероприятия были достигнуты договоренности между заводом «Агромаш» и компанией «РариТЭК» о дальнейшем сотрудничестве в рамках реализации специального инвестиционного контракта, предусматривающего локализацию в Чувашии производства тракторов малой и средней мощности, которые будут оснащаться газомоторной топливной системой. Сам «Агромаш» еще в ноябре 2023 года сообщал, что уже в 2024-м запустит в производство новый гусеничный трактор «Агромаш 120ТГ» третьего тягового класса, двигатель которого также будет работать на газе.

Тестирование трактора с отечественным газовым двигателем (МТЗ-1221) в конце прошлого года начала и подведомственная Минсельхозу Поволжская машинно-испытательная станция. Испытания позволят и сельхозпроизводителям, и машиностроителям получить объективную информацию о возможностях данной машины в реальном производстве, пояснял представитель ведомства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Идея! Оставлять чаевые Идея! Оставлять чаевые

Учись правильно благодарить тех, кто оказывает тебе услуги

Maxim
Какие тайны скрывает фильм «Шоколад»? Мнение психолога Какие тайны скрывает фильм «Шоколад»? Мнение психолога

Что нам известно о Тени? О том, что вытеснено, спрятано, но продолжает жить?

Psychologies
Нейробика: сделать шаг в будущее Нейробика: сделать шаг в будущее

Как развить навыки, необходимые в высокотехнологичном мире?

Psychologies
Как найти идеального партнера для секса? Как найти идеального партнера для секса?

Идеальный секс начинается с вашего мозга, а не с физиологических потребностей

Psychologies
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Самые лучшие и горячие кинофильмы про стриптиз Самые лучшие и горячие кинофильмы про стриптиз

Стриптиз в кино: драма, черная комедия, спорный фильм с ДжейЛо

Maxim
«Человедица и медведица»: рассказ Евгении Некрасовой о медведице, которая коллекционирует фигурки людей и мечтает встретить человека «Человедица и медведица»: рассказ Евгении Некрасовой о медведице, которая коллекционирует фигурки людей и мечтает встретить человека

В рассказе «Человедица и медведица» можно увидеть знакомые художественные приемы

Правила жизни
Никого не джалло Никого не джалло

«Красные комнаты»: барочный канадский хоррор об убийствах в даркнете

Weekend
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Сборная Грузии пробилась на Евро-2024. Вспоминаем лучших игроков в истории грузинского футбола Сборная Грузии пробилась на Евро-2024. Вспоминаем лучших игроков в истории грузинского футбола

Величайшие футболисты-грузины — от Месхи до Хвичи

СНОБ
«В России можно накапливать только рубль» «В России можно накапливать только рубль»

Как под воздействием санкций меняется валютный рынок?

Монокль
Спину ровнее Спину ровнее

Опасность искривления позвоночника возрастает, когда ребенок идет в школу

Лиза
Гибкий подход Гибкий подход

Яхты Aquitalia — это симбиоз итальянских традиций и китайского трудолюбия

Y Magazine
Женщины-амазонки, возможно, действительно существовали! Узнайте аргументы эксперта Женщины-амазонки, возможно, действительно существовали! Узнайте аргументы эксперта

При раскопках могил бронзового века обнаружили останки женщин-лучниц

ТехИнсайдер
101-летний долгожитель рассказал, как он добился своих целей в карьере, и поделился своим секретом долголетия 101-летний долгожитель рассказал, как он добился своих целей в карьере, и поделился своим секретом долголетия

101-летний Коэн рассказал, что за десятилетия усвоил ряд уроков долголетия

Inc.
Грустный «Космонавт»: как паук помогает Адаму Сэндлеру справиться с кризисом в браке Грустный «Космонавт»: как паук помогает Адаму Сэндлеру справиться с кризисом в браке

Научная фантастика «Космонавт» про грустного Адама Сэндлера в космосе

Forbes
Сомнительно и о’кей. Худшие и лучшие соусы и сыры к картофелю фри Сомнительно и о’кей. Худшие и лучшие соусы и сыры к картофелю фри

Секреты вкусного картофеля фри: как подобрать соус и сыр

СНОБ
Портреты русской цивилизации Портреты русской цивилизации

Как сложились главные города России

Weekend
Театр начинается с вешалки Театр начинается с вешалки

Макар Михалкин — о Большом театре и балете

Men Today
Порноместь: 6 причин, почему мужчины делятся интимными фото и видео бывших подруг Порноместь: 6 причин, почему мужчины делятся интимными фото и видео бывших подруг

Что такое порноместь и почему мужчины это делают

Psychologies
Анна Ялова Анна Ялова

О новых подходах в режиссуре экспозиций и чего ждать от «Манежа» дальше

Собака.ru
10 новых классных сериалов, которые никто не смотрит 10 новых классных сериалов, которые никто не смотрит

Малоизвестные, но крутые сериалы, вышедшие за последнее время

Maxim
Зачем люди коллекционируют кроссовки и почему это хорошая инвестиция Зачем люди коллекционируют кроссовки и почему это хорошая инвестиция

Рассказываем о тех, кто покупает редкие кроссовки и зарабатывает на этом

Maxim
AR и VR в играх: почему самая ожидаемая революция в индустрии гейминга провалилась AR и VR в играх: почему самая ожидаемая революция в индустрии гейминга провалилась

Почему революция виртуальной и дополненной реальности не свершилась?

Forbes
Красный рынок: как в СССР распродавали частные коллекции и собрание Эрмитажа Красный рынок: как в СССР распродавали частные коллекции и собрание Эрмитажа

Исторический триллер на стыке политики, черного рынка и искусства

Правила жизни
Чарльз Саатчи Чарльз Саатчи

Правила жизни бизнесмена и галериста Чарльза Саатчи

Правила жизни
Все альбомы Metallica от худшего к лучшему Все альбомы Metallica от худшего к лучшему

Падения и взлеты легендарной Metallica

Maxim
6 стратегий, которые помогут влюбленным выразить свои чувства 6 стратегий, которые помогут влюбленным выразить свои чувства

Как поделиться чувствами с «тем самым» человеком?

Psychologies
Исследование: что о человеке говорят его предпочтения в кино Исследование: что о человеке говорят его предпочтения в кино

Любимые фильмы могут сказать о человеке большее, чем о его предпочтениях в кино

ТехИнсайдер
Павианы анубисы переночевали на опорах ЛЭП Павианы анубисы переночевали на опорах ЛЭП

Ученые заметили несколько групп павианов анубисов, ночующих на опорах ЛЭП

N+1
Открыть в приложении