Слип-трип
Всё, что вы хотели знать о сне, но задремали на самом интересном месте.
Мало нам было бизнес-наставников, тренеров по личностному росту и менторов персонального бренда, так теперь вовсю обороты набирают и слип-коучи. Они за большие деньги учат людей искусству правильного сна. Чтобы сэкономить вам деньги и время, мы вместе со специалистами-сомнологами выяснили, сколько нужно спать, почему высыпаться впрок бесполезно, чем сон может быть опасен, как распознать ранний Паркинсон, насколько осторожным нужно быть со снотворным и можно ли выведать секреты у задремавшего.
Как мы спим
Процесс сна — это не потеря сознания, а переход мозга в иное состояние. Он все равно остается активным, но по-своему. Активность эта связана с восстановлением разных функций организма, природу которого ученые до сих пор пытаются постичь.
Область нейробиологии под названием “сомнология” зародилась чуть раньше, чем направление слип-коучинга, — в 1925 году. Основные знания в этой области были накоплены в последние тридцать лет. Но все же изучено и открыто еще совсем немного. “Что касается медленного сна, то с ним более или менее ученые разобрались: какие гены на этом завязываются, какие гормоны выбрасываются, как мозг переключается. Но непонятной остается фаза быстрого сна, в которой мы проводим два часа каждую ночь. Ей посвящено огромное количество работ, но все равно остается главный вопрос: как эта фаза появилась в эволюции и для чего она нужна. Например, у хладнокровных животных нет сновидений (только у теплокровных). При этом есть состояние медленного сна — даже у мушек дрозофил”, — рассказывает Владимир Ковальзон, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук, председатель секции сомнологии Физиологического общества им. И.П. Павлова.
Специалист подчеркивает, что сон — процесс не единый. Это цикл, в котором есть две фазы: медленного (сна без сновидений) и быстрого сна. Они совершенно противоположны и строго чередуются в определенном порядке. При восьмичасовом сне мы имеем пять циклов сна за ночь. Этого достаточно, чтобы выспаться. Соответственно, наше третье состояние — это бодрствование. И за каждую стадию отвечают разные структуры мозга. Ни гипноз, ни медитация — это не сон, а лишь состояние измененного сознания.
Многие, потирая красные глаза, возразят, что не могут выспаться меньше чем за девять часов. А кому-то достаточно шести часов сна и восьми кружек кофе. На это мы бодро ответим: восемь часов — средний показатель, который, впрочем, подходит большинству людей. К тому же зачастую большая продолжительность нужна тем, кто какое-то время недосыпал или даже довел себя до хронического недосыпа.
Как мы не спим
Проблема недосыпа в последние годы приобретает глобальные общемировые масштабы. Всеобщее FOMO (Fear of missing out, или, в простонародье, боязнь упустить что-то интересное) и подливающие масло в огонь бессонницы производители контента почти не оставляют времени на сон обычному человеку, имеющему смартфон с доступом в интернет. Стриминговые платформы сократили промежуток, отделяющий конец одного видео от начала воспроизведения следующего, уже до каких-то миллисекунд, чтобы зритель не успел опомниться.
Еще в далеком 2017 году соучредитель Netflix Рид Хастингс понял, что главный конкурент его компании — это сон: “Когда вы смотрите шоу на Netflix, вы не спите до поздней ночи”. То есть чем меньше зритель в отключке, тем больше он приносит дохода.
Кстати, в том же 2017 году Всемирная организация здравоохранения впервые подняла тему планетарной эпидемии недосыпа. Было неоднократно выявлено, что хроническая нехватка сна очень опасна: нарушаются обменные процессы, когнитивные функции.
“В отсутствие сна снижается также секреция тестостерона и гормона роста соматотропина — в прямом смысле в вас становится меньше мужского, — предостерегает Яков Левин, доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии при Первом МГМУ им. Сеченова. — Соматотропин отвечает за рост мышечной массы. Если его недостаточно, полученные с пищей калории будут откладываться на животе и боках”.
Отлеживать бока нам предначертано генетикой. “Потребность во сне у каждого своя. И при каких-то проблемах со сном обращаются не к тем специалистам — к неврологам, психиатрам. А помочь может только врач-сомнолог. Другие врачи ничего не понимают и часто советуют всякие глупости”, — предостерегает доктор Ковальзон.
Сколько надо спать
Условно можно разделить людей на три группы: жаворонки (ведут утренний образ жизни), голуби (таких людей большинство — они бодрствуют и утром, и вечером), совы (активны в ночное время). И никак их не переделаешь. “Как есть те, кто много ест и не поправляется, а есть полные люди, которые сидят на диетах, но по-прежнему имеют лишний вес. Это чистая генетика”, — настаивает специалист, отмечая, что у большинства людей пять циклов сна, а кому-то нужно минимум шесть. Есть и счастливчики, которым достаточно и четырех циклов. Вашу достаточность определить просто: если вы высыпаетесь за определенный период — значит, вам этого времени хватает.