Рождённые в СССР
Этой осенью на экраны выйдет пятая серия самого масштабного документального проекта в российской истории — “Рождённые в СССР”. Кинолетопись жизни двадцати героев началась, когда им было 7 лет, а стране, упомянутой в названии, оставалось существовать лишь год. В новой серии мы увидим их 35-летними. MT заглянул в это зеркало для поколения, роль которого в жизни России становится все весомее.
Если сегодня мир отменяет все русское, то три десятка лет назад на третьей планете от Солнца происходили диаметрально противоположные процессы — наш президент получал Нобелевскую премию мира, на Пушкинской площади открывался Macdonaldʼs, на тушинском аэродроме выступали AC/DC и Metallica, а американский Vogue публиковал одну за другой фэшн-съемки, сделав СССР c участием Летьева и ФК “Торпедо”.
В начале 90-х все советское было в моде. Железный занавес трещал по швам, а скрытая за ним империя привлекала всеобщий интерес. В этот момент и вышел фильм “Рождённые в СССР”. На Западе картина произвела эффект разорвавшейся бомбы (пусть сегодня этот эпитет звучит уже не так позитивно).
Двадцать семилетних детей из разных республик Союза — кто на берегу заснеженного Байкала, кто в городке беженцев у кремлевской стены, кто в детском доме, а кто в Доме правительства — рассуждали о дружбе и любви, “советах” и “штатах”, мечтах жить.
Детдомовец Андрей, у которого из личных вещей, по его словам, только шариковая ручка, признавался, что отказался бы от денег, если бы ему дали много: “Неохота быть богатым”. Грузин Ладо говорил, что не хотел бы ни русскую, ни американскую жену, потому что она не сможет общаться с их детьми на грузинском. Дочь священника Марина, приглядывающая за младшими братьями и сестрами, делилась своей главной мечтой: “Играть”. А Антон из семьи журналиста “Правды” предсказывал переворот в стране, последствия которого мы ощущаем по сей день.
“Фильм был показан в 64 странах и имел абсолютный успех, — вспоминает режиссер Сергей Мирошниченко. — В английскую студию приходили горы писем со всего мира. Их авторы писали о том, что только сейчас поняли, какие хорошие люди живут в СССР, и задавались вопросом: почему мы их так ненавидим?”
Идея создания картины принадлежала британцу Майклу Апдету, чей фильм “Дочь шахтера” в 1980 году получил семь номинаций на “Оскар” (позже он выступит режиссером таких хитов, как “И целого мира мало” и “Хроники Нарнии: Покоритель Зари”, а также продюсером “Дракулы” Фрэнсиса Форда Копполы).
Формула будущих “Рождённых” (в англоязычном варианте — Up Series) проста: впервые на экране герои появляются семилетними, фильмы о них снимаются раз в семь лет до серии про 70-летних. Таким образом, документальный сериал рассчитан на 63 года и к концу должен включать десять серий.
Несмотря на то, что в основе британского (1964 — н.в.), российского (1990 — н.в.), американского (1991– 2006 гг.) и южноафриканского (1992–2014 гг.) проектов лежит одна и та же фраза Блаженного Августин а “Дайте мне ребенка в семь лет, и я скажу, каким он будет человеком”, философия и судьба у сериалов получилась разной.
Английский и американский фильмы были призваны дать ответы на социальные вопросы. Для Великобритании 60-х важным было проверить, может ли человек за свою жизнь перешагнуть через классовые барьеры. Для США начала 90-х — узнать, работает ли еще тот самый плавильный котел, позволявший людям разных культур и этносов смешиваться, невзирая на происхождение. Российскому и южноафриканскому фильмам был уготован другой путь — они стали хроникой тектонических сдвигов в мире.
Up South Africa следит за жизнью людей, появившихся на свет при апартеиде, но ставших свидетелями превращения Нельсона Манделы из узника, третье десятилетие сидящего в тюрьме, в первого чернокожего президента страны. Что же до “Рождённых в СССР”, то это летопись поколения, заставшего распад империи и выросшего на ее руинах.
Уже в фильме про 14-летних мы встречаем вчерашних советских детей подростками из разных стран с общим прошлым и туманным будущим. Пока их ровесники на Западе переживали подростковый кризис, “рождённые” жили в кризисе 90-х. Эта серия вызвала еще больший интерес и была удостоена телевизионного аналога “Оскара” — премии “Эмми”.
На данный момент продолжаются съемки лишь британского и российского фильмов. Южноафриканский встал на паузу из-за бушующего в стране СПИД, а американский остановился на серии про 21-летних во многом из-за большего успеха проекта из России.