Уместить человечество в 16 типов: что такое тестирование MBTI и стоит ли ему верить
Тестирование MBTI используют при найме сотрудников в топовых компаниях, по нему сходят с ума подростки и кумиры молодого поколения. Forbes Life рассказывает, что стоит за загадочной аббревиатурой, действительно ли люди делятся на 16 типов личности и чего больше в популярных тестах — пользы или вреда
Что такое MBTI и при чем здесь Юнг
В 1921 году швейцарский психиатр Карл Густав Юнг опубликовал труд «Психологические типы». Главная идея работы заключалась в том, чтобы упорядочить особенности психики людей по двум основным факторам: в соответствии с их психологическими установками, которые могут быть интровертными или экстравертными, и с учетом того, насколько выражены у личности психические функции — мышления, чувства, ощущения и интуиции. По задумке Юнга, различные сочетания и градация этих особенностей создает «тригонометрическую сетку» — спектр, который удобно применять в психологической практике для определения наиболее эффективных способов взаимодействия с пациентом.
Позднее для определения типа по Юнгу стали использовать тесты Грея — Уилрайта и специальный опросник «Индекс юнговских типов», разработанный норвежскими психологами Тором Одегордом и Хальвардом Рингстадом. При этом сам Юнг в 1934 году акцентировал внимание на том, что его метод служит лишь для систематизации полученных на практике данных — и не может использоваться как способ «классифицировать» людей.
Однако в начале 1920-х годов американский психолог Кэтрин Бриггс все-таки взялась разрабатывать собственную типологию личности, взяв за основу труды Юнга, с которым она состояла в переписке и однажды даже встретилась — во время визита ученого в США. Вместе с дочерью Изабель Бриггс Майерс, писательницей и психологом (формального психологического образования не было ни у матери, ни у дочери — в те годы женщинам было трудно его получить), она придумала индикатор психотипов MBTI (Myers Briggs Type Indicator). После многих лет изучения теории Юнга и наблюдения за людьми в 1940-е годы мать и дочь разработали опросник из 172 вопросов.
Ответив на все вопросы, испытуемый получал возможность узнать, к какому из 16 типов личности он относится. Каждому типу были присвоены псевдоним и «научное» название в виде аббревиатуры из четырех букв — например, «Коммуникатор» (ENFP) или «Инспектор» (ISTJ). Е или I означают «экстраверсия» или «интроверсия», N или S — «интуиция» или «сенсорика», F или T — «мышление» или «чувство», а J или P — «суждение» или «восприятие». Все эти характеристики дихотомичны и описывают то, как личность взаимодействует с миром — опирается на телесные ощущения или воображение, логику или эмоции, принимает решения продуманно или спонтанно и так далее.
Результаты трудов Майерс — Бриггс были опубликованы в 1950-х годах, а само тестирование удалось опробовать на 10 000 студентов колледжа Джорджа Вашингтона, в котором отец Бриггс был деканом. В итоге методология нашла своих последователей — к началу 1970-х годов ее уже активно использовали, в том числе, например, студенты Мичиганского университета. К этому времени опросник был доработан и существенно сокращен.
В 1975 году Изабель Бриггс вместе с психологом Мэри Макколли, главой медицинского центра Университета Флориды, основали типологическую лабораторию, позже преобразованную в Центр прикладного типирования (Center of Application of Psychological Type). Эта некоммерческая организация существует по сей день, занимается исследованиями в области психологии личности и популяризацией MBTI.
Начиная с 1990-х MBTI все чаще стали использовать компании, пытаясь с помощью теста найти идеально подходящих сотрудников и сформировать «команду мечты». Не все компании, использовавшие или по сей день использующие в работе MBT,I готовы открыто об этом говорить, но, по данным экономического портала Marketplace, в конце 1990-х услуги по тестированию MBTI занимали существенную долю рынка — от 20% до 30%.
От Мичигана до Южной Кореи
Популярность MBTI среди обычных пользователей возросла с началом эры интернета. Сегодня пройти тот самый опросник и узнать свой тип может каждый не вставая с дивана — в том числе благодаря британской компании Neris Analytics Limited. В 2011 году она запустила сайт 16personalities.com. Пройти опросник из 60 вопросов, который представляет собой упрощенную версию MBTI, здесь можно абсолютно бесплатно — тогда как на официальном сайте вам нужно будет заплатить около $50.