Говорящие рыбы
Рыбы исключительно тихие существа: они не рычат, не мяукают, не чирикают, не квакают. Самое большее, что мы можем от них услышать, это всплески на воде. Не зря же про молчаливого человека говорят: нем как рыба.
На самом деле зря. По некоторым оценкам, большинство рыб — более 20 тысяч видов — могут издавать звуки*. Цифра кажется в прямом смысле оглушительной, но это теоретическая оценка. Двадцать тысяч видов получается, если проанализировать происхождение и родственные связи рыб друг с другом. Например, если есть одна звучащая рыба, которую хорошо изучили, то можно предположить, что её родственники тоже умеют издавать звуки — нужно только подробнее их исследовать.
* Речь идёт о лучепёрых рыбах, которые составляют большинство ныне живущих рыб. Кроме них, есть ещё лопастепёрые рыбы, к которым относятся латимерия и двоякодышащие рыбы, а также хрящевые рыбы — акулы, скаты и химеры.
Если говорить только о тех рыбах, о которых более или менее точно известно из наблюдений, что они издают звуки, то их наберётся около тысячи видов — тоже много. И речь идёт не о случайном хлопанье плавниками по воде, а о звуках, которые рыбы производят преднамеренно, волевым усилием. Тут главный вопрос, как они это делают.
В глотке рыб нет никаких звуковых инструментов — ни голосовых складок (они есть у зверей, многих амфибий и некоторых рептилий), ни сиринкса (так называют голосовой аппарат птиц). Зато у рыб есть плавательный пузырь. Рыбы-белки, рыбы-мичманы, рыбы-жабы, спинороги, пираньи и ещё множество других научились использовать плавательный пузырь для звукового общения. Если заставить стенки пузыря вибрировать, они начнут звучать. Для этого у многих поющих рыб есть специальные звуковые мышцы, которые находятся либо очень близко к пузырю, либо прямо прикреплены к его стенкам. Звуковые мышцы некоторых рыб — самые быстрые среди мышц позвоночных животных: у рыб-белок и рыб-мичманов они сокращаются с частотой более 100 Гц, у рыб-жаб — с частотой более 400 Гц. Звук получается низкий, от 50 до 1500 Гц, на слух напоминающий рычание, гудение, хрюканье, барабанную дробь, кваканье (всё-таки рыбы умеют квакать!) и т. д. Что до громкости, то рыб-жаб или мичманов человек легко расслышит и над водой. Самой же громкой в мире считается Cynoscion othonopterus из семейства Горбылёвых — немаленькая рыба длиной до метра и массой до 12 кг. Рядом с поющим самцом мощность звука может достигать 190 децибел (дБ). Это больше, чем у отбойного молотка (120 дБ), но тут нужно учитывать, что при переходе из воды в воздух мощность звука падает примерно на 62 дБ, так что если слушать эту рыбу из лодки, оглохнуть можно не бояться.
Вообще акустические свойства рыбьих песен довольно разнообразны и зависят от особенностей конкретной «аудиосистемы». Это только кажется, что всё просто — пузырь плюс мышцы. На самом деле пузырь может быть разной формы, с перегородками или без них, а звуковые мышцы могут крепиться к пузырю в том или в другом месте, и бывает так, что разные части пузыря вибрируют в разном режиме. Да и сами мышцы бывают разные. У одних рыб они связаны только с плавательным пузырём (как раз такие мышцы могут выдавать самую большую частоту сокращений), у других они крепятся ещё и к костям или сухожилиям, у третьих звуки из пузыря извлекают совсем посторонние мышцы, которые никак к нему не прикрепляются. Бывает, что звуковых мышц как таковых вообще нет: так, пестроносые амфиприоны извлекают звуки из пузыря, надавливая на него рёбрами. А спинороги играют на своём пузыре, двигая грудными плавниками, — у них на теле рядом с плавниками есть особые чешуйки, которые почти вплотную прилегают к стенке плавательного пузыря: плавники заставляют чешуйки «ходить» взад-вперёд, стуча по пузырю.