Мать и дочь: два взгляда на воспитание
Сотни хороших, по-настоящему хороших книг о воспитании имеют недостаток: они написаны лишь одним участников процесса, в котором на самом деле взаимодействуют двое. Как одни и те же проблемы в отношениях воспринимаются с точки зрения взрослого и ребенка?
Вспоминая эпизоды из детства, мы часто слышим от родителей: «Да не было такого никогда, что ты выдумываешь!» Или внезапно узнаем контекст ситуации, который не был нам очевиден в детские годы, и меняем отношение к конкретному воспоминанию. Героини нашей статьи — мать и дочь, которые решились на эксперимент: вспомнили все самые непростые моменты в их отношениях. И рассказали о них — так, как каждая из них это воспринимала в тот момент.
История 1: Когда вы с мамой разные и это нормально
Мы с мамой очень разные. В детстве это, наверное, было особенно заметно — спокойная, любящая вечера наедине с книжкой мама и шумный, экстравертный, гиперэнергичный ребенок. В те времена я легко могла обидеться на то, что мама недостаточно бурно поддерживает мои восторги или дает понять, что неплохо бы сбавить темп и немного отдохнуть. Отдохнуть — в разгар очередного приключения?! Помню, как мама мягко предложила мне повременить с изучением немецкого в десятом классе. Ее можно было понять: на носу выпускные экзамены и поступление в университет, занятия с репетиторами, встречи с подругами, свидания, первые походы в ночные клубы. Но я восприняла мамины слова едва ли не как откровенное сомнение в моих способностях. И, естественно, тайно ходила на немецкий все оставшиеся два года школы. Однако, несмотря на разницу характеров, мы с мамой по-настоящему близки и много говорим друг с другом о своих чувствах, ощущениях, мыслях. Думаю, именно это и помогло нам научиться считывать даже те проявления личностей друг друга, которых было мало в нас самих. Конечно, не без осечек. Например, в этом году я развернула бурную деятельность в поисках подходящего горящего тура родителям на время их отпуска — и много возмущалась по поводу их, как мне тогда казалось, недостаточной вовлеченности. Пока мама робко не напомнила, что вообще-то они с папой хотели бы сами спланировать свой отпуск в том темпе, в котором это комфортно им. Почему спустя столько лет я наступила на те же грабли? Не знаю. Точно так же не знаю (и мечтаю узнать), как моей маме хватает добродушия каждый раз, когда я делаю это.
На третьем курсе повторилась та же ситуация, что с немецким, но уже с японским языком. Дочка так же загорелась пойти с подружкой на курсы японского — при том, что много времени занимала учеба в университете, и уже не сегодня-завтра она собиралась замуж и планировала подрабатывать внештатным корреспондентом. Мне опять пришлось поработать «гасителем» ее энтузиазма. Хотя это была та роль, которую я терпеть не могла. На этот раз дочь была старше и рассудительней и с немалым огорчением, но все же согласилась. А я до сих пор сомневаюсь, надо ли мне было тогда вмешиваться со всем грузом своего взрослого опыта и здравого смысла? Может, было бы правильней дать возможность ей самой увидеть естественные последствия спонтанных решений и приобрести собственный опыт?..
История 2: Когда ребенок понимает, что он не центр вселенной, а его брат тоже человек
Когда Яне было 4 года, у нее родился брат, и ее вселенная рухнула. Для этой девочки — яркой, активной, с уже тогда выраженным демонстративным типом поведения, быть в центре внимания было самым естественным делом. Она даже не представляла себе, что может быть иначе. Но появился второй центр внимания, и справляться с этим она не умела. Сначала не умела. А потом заметила, что стоит ей приболеть — и братик отходит на второй план. Так у здоровой девочки появилось множество самых разных недомоганий: то болела голова, то нога, то живот. Мы были встревожены, стали ходить по врачам, вызывали скорую. Однажды пожилая врач, проверив в который раз все возможные причины таинственного недомогания, спросила: «А у вас не появился ли младший ребенок? Ревность — страшная сила!» На другой день, когда мы с дочкой