«Маленькие белые рабовладельцы»: как табак влиял на войны, общество и моду
Ритуальный атрибут, повод для религиозных преследований, неизменный соучастник войн или общий враг, против которого необходимо сплотиться для оздоровления нации, — отношение к табаку и практики его употребления позволяют разобраться в культурных установках и экономических процессах эпохи. Публицист Василий Легейдо рассказывает, как табак, вызывающий зависимость и проблемы со здоровьем, стал спутником человека и к чему это привело.
Курение вредит вашему здоровью
Курение как признак одержимости, табак как объект церковной монополии
Ученым известно о том, что племена коренных американцев начали выращивать табак на территории современной Мексики примерно в 1400–1000 годах до нашей эры. Первые подтверждения того, что это растение в высушенном и измельченном виде использовалось для курения, были обнаружены на территории современного Перу. Хронологически они относились к периоду в районе I века нашей эры. А в V веке табак начали распространять представители цивилизации майя, которые проживали там, где сегодня находятся Гондурас, Белиз, Гватемала и Сальвадор.
Первым же знаменитым белым курильщиком в истории можно считать испанского моряка Родриго Де Хереса, который в конце XV века входил в состав экипажа судна «Санта-Мария» и участвовал в экспедиции Христофора Колумба. Увидев, как местные жители заправляют кукурузные или пальмовые листья табаком, скручивают их, поджигают и вдыхают дым через рот, Де Херес заинтересовался и повторил за ними. В отличие от других членов экипажа, которым процедура показалась странной и даже неприятной, Родриго заинтересовался табаком. Когда экспедиция Колумба отправилась обратно в Испанию, Де Херес взял с собой несколько мешочков толченых листьев и стеблей, чтобы курить дома. Однако его европейских соседей привычка моряка ходить по округе и «пускать дым изо рта» привела в ужас. В духе религиозных убеждений того времени они пожаловались инквизиторам, а те заключили, что действия Де Хереса от природы являются «греховными и дьявольскими», поскольку «только дьявол может наделить человека способностью выдыхать дым изо рта».
Де Хереса признали виновным и приговорили к семи годам заключения. Когда он освободился, табак уже начал набирать популярность в европейских странах, но католическая церковь по-прежнему относилась к новому увлечению с подозрением. Инквизиторы считали курение больше присущим языческим традициям американских «дикарей», нежели «цивилизованного» белого человека. Почти через 100 лет после экспедиции Колумба и первого знакомства европейцев с табаком Папа Римский Урбан VII (по другим данным — уже его преемник Урбан VIII в 1640-х) запретил употребление табака в общественных местах под страхом отлучения от церкви. Однако запрет продержался всего один век — уже в 1720-х его отменил папа Бенедикт XIII, осознав, что бороться с распространением табака бесполезно и невыгодно для самой церкви.
Парадоксальным образом популяризации курения в Италии способствовали сами иерархи католической церкви, а именно кардинал Просперо Сантакроче, который в середине XVI века выполнял обязанности апостольского нунция, то есть представителя папы римского, в Португалии и Франции. В 1561 году французский дипломат Жан Нико признался ему при встрече в Лиссабоне, что является заядлым курильщиком. Среди европейской аристократии Нико славился тем, что лично культивировал сырье для курения и активно убеждал в его «чудодейственных» качествах саму королеву Франции Екатерину Медичи. Даже свое ботаническое название Nicotiana табак получил в честь дипломата, который столько сделал для роста его популярности.
Под впечатлением от рассказов Нико Сантакроче привез подаренный им табак в Рим, где в свою очередь ввел табак в моду среди знати и духовенства. Нюхательный порошок итальянцы прозвали «порошком Сантакроче» или «святым порошком». Во второй половине XVI века папа Пий IV поручил монахам из ордена цистерцианцев тоже заняться выращиванием табака. Вслед за ними культивированием растения для последующего употребления занялись монахи из других орденов по всей Италии.
В 1669 году цистерцианец Бенедетто Стелла посвятил происхождению, истории, особенностям изготовления и разновидностям табака манускрипт объемом 480 страниц. А в 1655 году Папа Римский Александр VII ввел в Папской области монополию церкви на производство и распространение табака. По данным исследователей, этот случай стал первым в истории, когда государство использовало табак для пополнения казны. С тех пор именно Папская область занималась предоставлением лицензий на продажу табака на подконтрольных церкви территориях и организовывала строительство табачных заводов в Риме. Всего за два века табак из повода для обвинений в одержимости и длительного тюремного заключения превратился в объект экономических отношений.
Война как катализатор табачной промышленности
«Увидел сегодня Уорделла, он дал мне немного табака», — писал у себя в дневнике пленный солдат армии северян Юджин Форбс в ноябре 1864-го. Пехотинец Уильям Бирчер в декабре того же года рассказывал, что «можно выйти к огню в любое время ночи и увидеть несколько парней, рассевшихся вокруг костра, травящих байки, поющих песни и попыхивающих трубками». Солдат Чарльз Райт-Уиллс, чей полк квартировался в городе Юка, штат Миссисипи, упоминал о том, что употребление табака среди жителей распространено повсеместно и что «во всей Юке можно найти всего пару женщин, которые его не нюхали бы». «Страсть к табаку среди наших людей носит всепоглощающий характер», — жаловался в декабре 1862-го полковник Хиггинсон, чей полк в гражданскую войну в США был составлен из бывших рабов. Наконец, пехотинец северян Генри Уоррен Хоу писал в сентябре 1864-го: «Наткнулся на мертвого конфедерата, пошарил по карманам. Нашел сверток листового табака и маленькую сумку с мукой. Забрал и то и другое. На ужин приготовил оладьи на воде, после чего вдоволь покурил. Такова война!»