Советчики из сети
Блогеры – это герои современности: их мнение расценивается как авторитетное, за их жизнью следят миллионы подписчиков, а за рекламу товаров и услуг им выплачивают сотни тысяч. Но кто они такие, почему мы им доверяем и готовы слепо следовать их советам и так ли уж безобидно все то, что они пишут?
Почему люди ведут блог? Блогерство, как и все наши проявления, имеет свою психологическую подоплеку. Человек создает блог, наполняет его собственным контентом, делится своими переживаниями и плодами творчества с интернет-аудиторией. По сути, с помощью блогов мы реализуем базовые человеческие потребности – самовыражения, самореализации и признания. Зачастую потребность во внимании у блогеров гипертрофирована – получение лайков и просмотров у таких людей становится смыслом жизни, и они забывают о реальных ценностях.
Кто все эти люди?
1. Первый тип: ребенок
Потребности: заслужить внимание, похвалу, иметь друзей, получить право быть самим собой и высказывать собственное мнение.
Особенности
► Неуверенность в себе. Чем сильнее у человека внутренний конфликт между его реальным самоощущением и идеальной картиной того, каким стараться привлекать к себе внимание окружающих.
► Эмоциональность и агрессивность. Выброс эмоций в Интернете можно произвести совершенно безнаказанно, ведь нет рядом человека, который может дать реальный отпор и поставить обидчика на место. «Писатель» может позволить себе любую гадость, выход за все мыслимые границы и нормы.
► Демонстративность. Будучи по природе своей капризными детьми, такие блогеры могут сколько угодно гримасничать, устраивать театральные представления, играть на публику, разыгрывая сцены из мыльной оперы. Все это делается для привлечения внимания к своей персоне и получения обратной связи (не важно – восхищения или ненависти).
Признаки: селфизм (непреодолимое желание постоянно делать селфи), хайп (создание ажиотажа вокруг своей персоны с помощью шока, не всегда положительного и тем более этически приемлемого), подсчет лайков (и/или подписчиков) и патологическая обидчивость на нелестные высказывания (закрытие комментариев).
2. Второй тип: родитель
Потребности: заслужить признание, почувствовать собственную ценность и нужность для общества.
Особенности
► Нарциссизм. Человек пытается найти себя, понять, кто он на самом деле. Нарцисс, которому не хватает подтверждения собственной уникальности в реальной жизни, заходит в соцсети, публикует пост и тут же получает ответ от других людей – его видят, читают, признают.
► Критичность. Для него существует только его мнение, любое другое неправильное. Он делит мир на черное и белое, не видя полутонов, и стрижет всех людей под одну гребенку.
► Самоуверенность. Такой блогер демонстрирует свое превосходство и владение некой «сверхценной информацией», которая является истиной в последней инстанции – «Только я знаю, как вам быть».
Признаки: споры с подписчиками в ответ на их «неугодные» комментарии, прописные истины и правила в постах («должны», «правильно», «надо»), поучения.
3. Третий тип: взрослый
Потребности: профессиональная самореализация и эффективное взаимодействие.
Особенности
► Общительность. Блог позволяет ему налаживать связи с коллегами, расширять сферу знакомств, продвигаться по карьерной лестнице. Это возможность обмениваться профессиональной информацией, ощущать себя частью чего-то большего, профессиональной общности.
► Любопытство. Ему интересно узнавать что-то новое, делиться своими открытиями, успехами и неудачами, что может быть полезно для кого-то другого, и получать отклики – ведь так он расширяет свой кругозор.
► Аналитичность. Необходимость делиться с другими своими мыслями позволяет грамотно структурировать свои идеи, систематизировать их и расставлять приоритеты. Признаки: открытые комментарии, набор шаблонных (часто с юмором) ответов на нападки, отсутствие контент-плана (или кажущееся отсутствие) при этом жизненность постов и без всяких фильтров.
Совсем другая история
Если блогерство стало реалией современной жизни (особенно для людей в возрасте 18–40 лет), то почему некоторые из нас не хотят вести блог и вообще что-либо писать в Сети?
«Мне некогда»
Большинство и правда слишком заняты, но все равно находят время на важные для них вещи. Если ты – нет, значит, ведение блога просто не является для тебя актуальной задачей.
«Мне не о чем писать»
В действительности есть много тем, о которых можно и нужно говорить – работа и профессиональные интересы, хобби, здоровье, путешествия, бытовые лайфхаки, фильмы и книги... Так что тут, скорее, кроется страх быть отвергнутым (не принятым).
«Вдруг я напишу что-то не так?»
Страх ошибки мешает развиваться и повышать свой образовательный и профессиональный уровень. У каждого из нас есть возможность узнать что-то новое и развиваться как личность.
«Я боюсь»
Когда человек публикует что-либо в своем блоге, его могут раскритиковать, от этого никто не застрахован. Однако критика – это толчок к самосовершенствованию, она помогает развиваться, выходя из зоны комфорта, и осваивать знания и навыки.
Почему же мы верим блогерам?
Снимая видео и публикуя посты, блогер впускает нас в свою жизнь. И многие, только проснувшись, берут в руки телефон, чтобы проверить, что нового произошло. В итоге блогер, который рассказывает, что он ест на завтрак, как гуляет с собакой, проводит время с друзьями или едет на работу, становится нашим виртуальным другом – ему мы доверяем, к нему идем за советом и у него ищем утешения в трудные времена.
В этом есть свои плюсы
- Ты можешь найти ответы на какие-то вопросы, которые боишься или же просто некому задать в реальной жизни.
- Это помогает тебе скрасить одиночество и найти поддержку (если в реальной жизни обстановка не столь благоприятная и обратиться тебе не к кому).
- Общение в соцсети позволяет завести друзей и выйти в оффлайн.
...И свои минусы
- Опасно верить «сетевым врачам» и «финансовым гуру», которые дают общие, порой расплывчатые советы, не учитывая индивидуальные особенности.
- У многих блогеров нет образования и реальных достижений. Есть только армия подписчиков (часто фейковых).
- Глядя на их «отполированную» жизнь, ты чувствуешь себя неполноценной.
У них свои проблемы
Рутина. Подготовка качественного контента отнимает немало сил и времени.
Отсутствие выходных и больничных. Аудитория всегда требует постов – и не важно, устал ли блогер, болен или у него проблемы в жизни.
Проблемы в отношениях. Вторая половинка может не принять постоянную погруженность в соцсети, популярность, чувствуя себя ущербной. Да и сам блогер на волне «всенародной любви» может обидеть и оттолкнуть близкого человека.
Хейтеры (враги). Чем выше популярность, тем больше тех, кто стремится испортить тебе настроение своими комментариями, звонками, а порой и личными контактами – они могут преследовать, угрожать и даже нападать.
Зависимость от подписчиков. Ради удержания аудитории приходится делать и писать то, что тебе не нравится или перестало быть интересным.
Опасность. Пытаясь поймать интересный кадр или создать яркий контент, блогер рискует здоровьем, а иногда и жизнью.
Разберемся в терминах
Блогер – это человек, который ведет своеобразный онлайндневник, описывая в нем личный опыт, делясь своими знаниями и соображениями. Блог доступен для прочтения любому желающему, и именно подписчики решают, интересный он или нет.
Влогер – тот же блогер, только вместо заметок он снимает и выкладывает в сеть видеоролики.
Стример – человек, который ведет онлайн-трансляцию в прямом эфире. Все желающие могут включить ее и посмотреть. Более того, на таких трансляциях любой человек может задать вопрос и получить ответ в режиме реального времени. В итоге такое «живое» общение создает ощущение знакомства с блогером.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl