«В индустрии полное безобразие»: как пандемия заставляет детские сады и школы мигрировать в онлайн
Коронавирус застал сферу частного образования врасплох — после объявления карантина детские сады и школы потеряли 100% выручки, не успев подготовить «запасной аэродром». Единственным способом выжить оказался экстренный переход в онлайн, но дается он небольшим компаниям нелегко
Forbes продолжает серию текстов о том, что происходит с малым предпринимательством в России на фоне пандемии коронавируса. Каждую неделю мы анализируем различные сферы бизнеса, которые переживают кризис, и через личные истории предпринимателей рассказываем, в чем нуждается отрасль. Третий эпизод посвящен небольшим частным школам и детским садам, которые, чтобы спасти бизнес, вынуждены «перевозить» процесс обучения в онлайн.
Когда речь заходит о первых жертвах пандемии среди бизнеса, чаще всего вспоминают о ресторанах и кафе, которые из-за массовой самоизоляции начали терять клиентов задолго до объявления карантина. Но офлайн-образование оказалось в еще более сложной ситуации: родители из страха за здоровье детей стали массово забирать их домой уже в начале марта. И если у ресторанов есть шанс сохранить хотя бы часть выручки благодаря доставке, то для большинства традиционных школ и кружков онлайн оказался неизведанной территорией. «Атмосферу, в которой работает преподаватель в негосударственных учреждениях, никогда не заменит никакой экран. Живые глаза, энергетика очень важны для обучающего процесса», — объясняет нелюбовь учителей к онлайн-форматам Марина Шилкина, основательница школы «Лидеры» и сети детских садов «Филиппок», член Ассоциации частных образовательных организаций.
Тоска по атмосфере не единственная проблема перехода в онлайн. Детям сложно усидеть перед экраном с обычным видеоуроком дольше 15 минут, а разработка авторской онлайн-платформы стоит не один миллион рублей и занимает месяцы, которых у небольших компаний без выручки просто нет. А подружить пожилых преподавателей с новыми технологиями часто оказывается еще сложнее, чем удержать внимание ребенка уроком в Zoom. «В индустрии творится полное безобразие. Даже если эпидемиологическая ситуация изменится, все равно до сентября к нам никто не вернется: все разъедутся к бабушкам или на всякий случай просто отсидятся дома», — прогнозирует Шилкина.
Некоторым предпринимателям все же удается нейтрализовать урон, нанесенный пандемией, и перевести большую часть учеников на онлайн-занятия. Ради этого часто приходится жертвовать выручкой, делая скидки или вовсе упраздняя плату за онлайн-уроки. Но и в этом есть плюсы — кратный рост базы клиентов, решивших попробовать бесплатный продукт, после кризиса может принести компании тысячи новых продаж.
Forbes собрал три истории владельцев офлайн-школ и детских садов, которые сумели вписаться в режим карантина.
Спасти «Полиглотиков»
Сеть детских языковых школ «Полиглотики» из-за коронавируса потеряла целых десять франчайзинговых филиалов — после введения карантина они лишились львиной доли выручки и не смогли расплатиться с арендой и сотрудниками. Собственные три точки владелице компании Елене Ивановой удалось сохранить, но доходы управляющей компании уменьшились в половину. «Нам самим очень тяжело, но сейчас главное — помочь филиалам, чтобы наши франчайзи, создавшие бизнес потом и кровью, выжили», — уверяет предпринимательница.
Свою первую школу лингвист-переводчик Иванова открыла как хобби еще в 2006 году. Накопила 100 000 рублей, собрала 40 первых клиентов — детей друзей и знакомых — и запустила языковой центр в Петербурге. Развивать бизнес было непросто: Иванова параллельно работала руководителем одного из отделов IT-компании T-Systems. Полностью переключиться на свое дело она решилась только через 11 лет после запуска — когда родила второго ребенка и поняла, что «должна быть с детьми тогда, когда им нужна, а не когда отпустит с работы начальник».
Главной фишкой «Полиглотиков» стала так называемая методика полного погружения. Занятия проходят исключительно на иностранном языке без применения русского — так ребенок воспринимает язык не как предмет в школе, а как средство общения. «В то время это было новшеством, именно поэтому я так быстро набрала клиентов», — объясняет Иванова.
Уже через несколько месяцев в школе учились 150 детей в возрасте от 1 года до 12 лет. Несколько педагогов — носителей языка и русскоязычных учителей — Иванова нашла «на открытом рынке». После бума первого школьного сезона ажиотаж спал: в школе в разное время учились до 180 человек. Нащупав потолок роста, Иванова решила развивать сеть филиалов.
В 2010 году она открыла еще два филиала в Петербурге. Вложения были небольшими — около 250 000 рублей в каждый (инвестировать позволяла прибыль первого центра). Новые школы повторяли участь первой — набирали по 200 учеников и переставали расти. Так у предпринимательницы созрел план развивать школу по франшизе.
Первая партнерская точка «Полиглотиков» в Нижнем Новгороде открылась в 2015-м. За право работать под брендом Иванова брала 120 000 рублей (сейчас паушальный взнос составляет 490 000) и 12 000 в виде ежемесячного роялти (сейчас до 15 000). Перспектива открыть языковую школу для детей без необходимости разрабатывать собственную методику и переучивать преподавателей (все это брала на себя головная компания) привлекли многих: школы одна за другой открывались в Астрахани, Хабаровске, Тюмени, Сыктывкаре, Шымкенте (Казахстан), Павлово, Москве. «Мы развивались по нарастающей: в первый год я открыла десять филиалов, во второй — двадцать, в 2018-м — 45, в 2019-м — еще 50», — вспоминает Иванова. К марту 2020-го сеть подошла со 136 филиалами, только три из которых были собственными, остальные принадлежали франчайзи. Оборот сети за 2019 год составил 1,2 млрд рублей, чистая прибыль всех филиалов — около 480 млн.
Иванова следила за распространением коронавируса в мире и почувствовала приближение беды 13 марта, когда большая часть европейских школ закрылась на карантин.