Кого поставить в угол
Как с ними трудно! Обычно родители так говорят о детях. Но если посмотреть на взрослых глазами детей, cтанет очевидным, что у них тоже есть к нам претензии. Обоснованные!

Пятилетняя Катя пришла из садика и молчит. В садике говорила, по дороге говорила, в лифте рассказывала стишок, а сейчас – молчит. Мама сразу заметила эту странность: «Так, давай ставить градусник! Покажи горло! Голова не болит? Не ударилась?» У взрослых есть алгоритм действий для любой ситуации. Обозначить проблему – найти причину – принять решение. При этом они ориентируются на показатели «не как обычно», «не как все дети», «не как должно быть». Дети так не могут. Они не знают, как в принципе должны вести себя взрослые. Тем не менее нередко и у ребенка есть основания сказать: «Родители, ваше поведение меня беспокоит».
«Вы ведете себя как-то странно»
Катя тоже всегда замечает, когда ее мама много молчит. Дети вообще хорошо чувствуют изменения в поведении близких. Но только совсем маленькие могут говорить об этом открыто (»У тебя глаза какие-то невеселючие»). К пяти-шести годам ребенок понимает, что взрослым такие комментарии не нравятся, и, кроме того, привыкает к ответу: «Нет, ничего, все в порядке». Поэтому делает то, что, по его мнению, в данном случае уместно, – пытается родителей развеселить. Если же реакция негативная («Не мешай, пожалуйста, поиграй один»), остается только наблюдать. Со временем такие дети становятся очень проницательными – прямо экстрасенсы в области поведения, но сами же от этого и страдают.
Будучи не в состоянии понять причины и что-либо изменить, они или обвиняют себя, или строят фантастические домыслы, или вообще впадают в состояние тихого ужаса. Странное, непонятное поведение нарушает чувство комфорта, лишает уверенности, что все хорошо.
Родителям стоит взять за правило говорить с детьми о своих чувствах, настроении. Детальный анализ не нужен – просто дай понять, что видишь обеспокоенность ребенка и готова все прояснить.
«Совсем не думаете, что говорите!»
Такая претензия очень часто адресуется детям. Что подумают окружающие, если ребенок не к месту употребляет слова, пересказывает истории из личной жизни мамы, агрессивно высказывается в адрес других детей? Если, гладя кошку, он говорит: «Мой дедушка считает кошек бесполезными. Ни шкурить нельзя, ни есть». — «Я с тобой сквозь землю провалиться готова. Еще бы рассказал, как бабушка юбку забыла надеть». И расскажет, когда-нибудь обязательно расскажет, просто в этот раз к слову не пришлось.
А что касается «сквозь землю провалиться», то мы тоже порой ставим детей в такое положение. Когда рассказываем что-то очень личное (»Он, когда волнуется, может описаться»), когда говорим то, что может порочить честь и достоинство ребенка (»Всего боится – увидит паука, будет визжать, как девчонка»).
Второе место в списке самых нежелательных занимает тема «Как он родился». Некоторые женщины (особенно с одним ребенком и драматическим отношением к жизни) очень любят рассказывать о своих родах в подробностях, пугая детей выражениями «чуть не умерла», «боль страшенная» и т. п. А на первом месте – обсуждение родителями друг друга, знакомых и родственников. Большинство детей не высказывают родителям претензий по поводу сказанного, не делают замечаний. Тем не менее взрослым стоит следить за своей речью, стараться слышать ее с позиции ребенка.
«То одно, то другое. Голова кругом»
От близких мы ждем предсказуемых эмоций и поведения – это дает нам чувство стабильности. Дети в этом отношении демонстрируют еще большую консервативность. Они в буквальном смысле слова хотят, чтобы каждый день проходил по одному и тому же сценарию. Причем, чем младше ребенок, тем больше в его жизни должно быть постоянства: прогулки в одном и том же месте, купание в одно и то же время. Многие малыши месяцами готовы играть в одну и ту же игру, слушать одну и ту же сказку, смотреть один и тот же мультфильм.
Постоянство важно соблюдать и в вопросах воспитания: «Нельзя драться и говорить плохие слова», «Тебя ударили, а ты стоишь и молчишь?».
При этом воспитательные требования должны быть одинаковыми у всех, к этому причастных. Если же мама говорит одно, папа – другое, а бабушка, оставшись с ребенком один на один, предупреждает: «Не рассказывай родителям, что я тебе разрешила смотреть телевизор, а то они будут меня ругать», – это очень сильно влияет на детскую психику.
Ребенок становится раздражительным, нервным и зачастую начинает вести себя агрессивно по отношению к сверстникам или к самому себе (грызет ногти, дергает себя за волосы и т. д.).
«Так делать нельзя!»
Вряд ли папа, рассказывая о светофоре, говорит: «Но если рядом нет машин, можно идти и на красный». Но некоторые папы именно так и поступают.
Вряд ли бабушка советует ребенку быть двуличным. Но иногда, вежливо спросив соседку «Как здоровье?» и проводив ее взглядом, произносит: «Знаем, что хорошо, вы же прыгаете над нами, как кенгуру на выпасе». Никто не учит детей обманывать, присваивать чужое, желать людям зла, просто слова могут расходиться с делами.
У взрослых на каждый такой случай есть объяснение вроде: «Конечно, я отдам кольцо, но раз уж тетя Ира у нас его забыла и не вспоминает, то можно пока поносить». Но ребенок этого не понимает, для него может быть либо «хорошо», либо «плохо», тонкости поведения его сознанию еще недоступны. К тому же, что обычно слышат дети, когда пытаются придать своему поступку благовидности? «Не юли, не оправдывайся! Ты взял чужое – и это плохо!» Им бывает за родителей очень стыдно.
Избавить ребенка от переживаний можно только одним способом – всегда поступать по правилам, которые внушаются ему самому. И признавать свою неправоту, если уж пришлось сделать что-то не так.
Его это не касается?
По отношению к семейным проблемам девочки чаще демонстрируют обеспокоенность – задают вопросы, плачут, рассказывают о происходящем воспитательнице, бабушке. Мальчики могут вести себя отстраненно, как будто вообще ничего не замечают. Но это не так. Просто мальчикам труднее выражать эмоции, и они находят единственно доступный способ справиться с ситуацией – закрыться, отойти от нее. Родители бывают рады, что сын тихо сидит в своей комнате, а потом с удивлением обнаруживают изорванную книжку или исцарапанную дверцу шкафа. Так что не стоит оставлять таких детей без внимания.
Фото: deagreez/stock.adobe.com.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl